ГОСТ Р 40.002-96
Группа Т 59
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
РЕГИСТР СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Основные положения
GOST R Certification System
Quality Systems Register
Basic regulations
ОКС 03.120
ОКСТУ 0004
Дата введения 1996-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
2 ВНЕСЕН Управлением технической политики в области сертификации Госстандарта России
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13.06.96 г. № 373
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Регистр систем качества Госстандарта России (далее - Регистр) представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правилами по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами (стандарт ИСО 8402, стандарты ИСО серии 9000, ИСО 10011, ч. 1, 2, 3, Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и ИСО/МЭК 62, EN 45012, Рекомендации ЕАС* по применению EN 45012, Рекомендации EQS**по проведению проверок систем качества и сертификации систем качества третьей стороной (EQS 147)).
__________________
*EAC - Европейская Федерация по аккредитации сертифицирующих органов.
**EQS - Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества.
В Регистре осуществляется:
- сертификация систем качества;
- сертификация производств;
- инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами;
- международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания результатов сертификации.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
- цели и принципы деятельности по сертификации систем качества и производств в Регистре;
- нормативную базу Регистра;
- организационную структуру Регистра;
- основные функции участников сертификации систем качества и производств;
- порядок апелляций;
- формы сертификатов соответствия систем качества и производств и знака соответствия;
- условия ресертификации систем качества (производств).
Настоящий стандарт применяется при проведении работ по добровольной и обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.
Требования настоящего стандарта являются обязательными для всех организаций, пожелавших сертифицировать систему качества (производство) в Регистре в соответствии с 6.1.1 и 6.1.2, и других участников Регистра.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 40.001-95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации
ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании
ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании
ГОСТ Р ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции
ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка
ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов по проверке систем качества
ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
3 Определения
3.1 Сертификация систем качества - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 или ГОСТ Р ИСО 9003) или иным нормативным документам, определенным заявителем.
3.2 Сертификация производства - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность конкретных характеристик производимых продукции, услуг или работ, определенных нормативными документами.
3.3 Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
3.4 Оценка системы качества - определение возможности заявителя соответствовать требованиям выбранной модели обеспечения качества по ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003.
3.5 Область аккредитации органа по сертификации - одна или несколько отраслей хозяйства, для сертификации систем качества которых аккредитован орган по сертификации.
3.6 Заявитель (заказчик, клиент) - лицо или организация, по запросу которых проводится проверка.
3.7 Организация - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
3.8 Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
3.9 Модель для обеспечения качества - стандартизированный или выбранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.
3.10 Соответствие - выполнение установленных требований.
3.11 Несоответствие - невыполнение установленного требования.
Примечание - Настоящее определение включает отсутствие одной или нескольких характеристик качества (в том числе надежности) или элементов системы качества либо их отклонение от установленных требований.
3.12 Эксперт (по качеству) - специалист, имеющий квалификацию для проведения проверок качества.
Примечания
1 Чтобы осуществить проверку качества, эксперт должен получить официальное назначение для проведения данной конкретной проверки.
2 Эксперт, назначенный для руководства проверкой качества, называется главным экспертом.
3.13 Ресертификация - подтверждение соответствия системы качества (производства) после окончания срока действия сертификата.
4 Цели деятельности регистра
4.1 Деятельность Регистра направлена на достижение следующих целей:
- реализация политики в области сертификации систем качества и производств;
- содействие формированию инфраструктуры системы сертификации систем качества и производств;
- удовлетворение потребностей организаций в сертификации систем качества и производств, вытекающих из задач экспорта, повышения конкурентоспособности производителей и их продукции, расширения и завоевания рынков сбыта и пр.;
- обеспечение работ по сертификации систем качества и производств при сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р.
5 Нормативная база регистра
5.1 Нормативную базу Регистра составляют документы, устанавливающие:
- деятельность Регистра и его структурных подразделений;
- требования к системам качества (производствам) организаций, правилам и процедурам оценки системы качества и ее сертификации;
- требования к персоналу, осуществляющему сертификацию систем качества (производств);
- требования к органам по сертификации систем качества (производств).
5.2 К документам, регламентирующим деятельность Регистра, относятся государственные стандарты, правила и другие документы, определяющие деятельность:
- Технического центра Регистра;
- Научно-методического комитета Регистра;
- Совета по сертификации систем качества и производств;
- Комиссии по апелляциям;
- органов по сертификации систем качества и производств.
5.3 Нормативная база сертификации систем качества
5.3.1 Требования к сертифицируемым системам качества - по ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003.
Примечание - В отдельных случаях сертификации систем качества по желанию заявителя и при соответствующей подготовке органа по сертификации может проводиться на соответствие иному документу, определенному заявителем.
5.3.2 Правила и процедуры сертификации систем качества - по ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ Р 40.005.
5.3.3 Требования к персоналу, осуществляющему проверку, оценку и сертификацию систем качества, - по ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ПР 50.3.001.
5.4 Нормативная база сертификации производств
5.4.1 Требования к сертифицируемым производствам регламентируют:
- ГОСТ Р ИСО 9001 (4.8 - 4.16 и 4.20.2);
- ГОСТ Р 40.004;
- документы, устанавливающие требования к разработке программ проверки производств групп однородной продукции;
- типовые и рабочие программы проверок производств по отраслям.
5.4.2 Требования к персоналу (экспертам), осуществляющему сертификацию производств, - по ПР 50.3.001.
6 Основные принципы организации работ по сертификации систем качества (производств)
6.1 При сертификации должны быть обеспечены:
- добровольность;
- бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;
- объективность оценок;
- воспроизводимость результатов оценок;
- конфидециальность;
- информативность;
- специализация органов по сертификации систем качества (производств);
- проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;
- достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.
6.1.1 Добровольность
Сертификация осуществляется только по инициативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).
6.1.2 Бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации
К сертификации в Регистре допускаются все организации, подавшие заявку на сертификацию и признающие принципы, требования и правила, установленные в Регистре.
Исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и пр.).
6.1.3 Объективность оценок
Объективность обеспечивается:
- независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результатах оценки и сертификации;
- полнотой состава комиссии экспертов (далее - комиссии).
Примечание - В совокупности комиссия по сертификации должна обладать знаниями стандартов на систему качества, техники проверки, а также особенностей производства продукции и нормативных требований к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности (отрасли хозяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др.;
- компетентностью экспертов, проводящих сертификацию (эксперт должен быть аттестован на право проведения сертификации систем качества или производств и зарегистрирован в Государственном Реестре Госстандарта России).
6.1.4 Воспроизводимость результатов оценок
Воспроизводимость результатов оценок обеспечивается:
- применением при проведении проверок и оценок систем качества (производств) правил и процедур, основанных на единых требованиях;
- проведением оценок на основе фактических данных;
- документальным оформлением результатов оценок и сертификации;
- четкой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации.
6.1.5 Конфиденциальность
Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии специалисты должны соблюдать конфиденциальность всей информации об организациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выводов, характеризующих состояние системы качества (производств) и соответствие персонала.
Конфиденциальность информации обеспечивается:
- для штатного персонала органа по сертификации - определением требований конфиденциальности в приказах руководителя органа, должностных инструкциях (при ознакомлении персонал ставит свою подпись);
- для привлекаемого персонала к работам по сертификации - установлением требований конфиденциальности в договорах (трудовых соглашениях), заключаемых между органом по сертификации и привлекаемыми участниками.
Примечание - Условие конфиденциальности информации не соблюдают в тех случаях, когда продукция (услуги), производимая предприятием, а также условия производства могут угрожать здоровью потребителей и представлять опасность для экологии.
6.1.6 Информативность
В Регистре должна обеспечиваться ежегодная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производствах) организации. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Госстандарта России и его институтов) должна публиковаться текущая информация о сертификации или об аннулировании сертификатов систем качества (производств) организаций.
Официальным источником информации по перечисленным вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств Регистра.
6.1.7 Специализация органов по сертификации систем качества (производств)
Органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в Системе сертификации ГОСТ Р. Условием для включения в область аккредитации той или иной сферы экономической деятельности (отрасли народного хозяйства) является наличие в органе по сертификации или картотеке привлекаемых экспертов по сертификации продукции и производств и консультантов (помимо экспертов по сертификации систем качества), специализированных в соответствующей сфере деятельности.
6.1.8 Обеспечение выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере
Если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к продукции (услуге) предъявляют обязательные требования, устанавливаемые в государственных стандартах или других документах, при сертификации систем качества (производств) проверяют способность предприятия обеспечить соблюдение этих требований.
6.1.9 Достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям
При сертификации систем качества орган по сертификации оценивает достоверность доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003 в зависимости от заявленной модели.
6.1.10 Состав и объем элементов ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 или ГОСТ Р ИСО 9003, проверяемых при сертификации систем качества и при сертификации производств, приведен в приложении А.
7 Структура Регистра
7.1 Структура Регистра включает следующих участников (приложение Б):
- Госстандарт России;
- Технический центр Регистра;
- Совет по сертификации систем качества и производств;
- Комиссия по апелляциям;
- Научно-методический комитет Регистра;
- органы по сертификации систем качества;
- органы по сертификации производств;
- организации, прошедшие сертификацию.
7.2 Распределение функций между участниками Регистра
7.2.1 Госстандарт России:
- утверждает структуру Регистра;
- принимает принципиальные решения о развитии Регистра;
- рассматривает и утверждает основополагающие, нормативные и методические документы Регистра;
- рассматривает основные принципы и правила функционирования Регистра;
- осуществляет контроль деятельности Регистра;
- принимает участие в совершенствовании структуры и деятельности Регистра;
- при необходимости рассматривает вопросы в Комиссии по апелляциям.
7.2.2 Технический центр Регистра:
- организует, проводит и контролирует работы в области сертификации систем качества и производств;
- участвует в инспекционном контроле за сертифицированными системами качества и производствами;
- ведет официальный Реестр сертифицированных систем качества и производств Регистра;
- участвует в аккредитации экспертов и органов по сертификации систем качества (производств);
- участвует в инспекционном контроле органов по сертификации систем качества и производств;
- координирует и контролирует работу по развитию сертификации систем качества, в том числе нормативной базы, сети органов и пр.;
- приостанавливает или аннулирует действие сертификатов соответствия систем качества и производств по представлению органа по сертификации;
- аннулирует регистрацию сертифицированных систем качества (производств) по представлению органа по сертификации;
- организует публикацию официальной информации о зарегистрированных системах качества и производствах;
- представляет в установленном порядке соответствующую официальную информацию по объектам регистрации;
- осуществляет сбор и анализ информации по вопросам сертификации систем качества и производств;
- формирует банк данных по сертификации систем качества и производств;
- осуществляет пропаганду и распространение научно-технических знаний в области сертификации систем качества и производств;
- проводит анализ деятельности Регистра и разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию этой деятельности;
- взаимодействует с Советом по сертификации систем качества и производств, Комиссией по апелляциям, Научно-методическим комитетом Регистра и органами по сертификации систем качества и производств;
- устанавливает контакты и взаимодействует с национальными и международными организациями по вопросам сертификации систем качества, организует сотрудничество органов по сертификации с международными организациями совместно с Госстандартом России.
Примечание - В случае отсутствия аккредитованного органа по сертификации систем качества (производств) Технический центр Регистра вправе самостоятельно назначить уполномоченного эксперта, аттестованного по сертификации систем качества (производств) в соответствующей области, поручив ему проведение работ по сертификации систем качества (производств).
7.2.3 Совет по сертификации систем качества и производств формируется из представителей организаций, представляющих различные стороны, заинтересованные в сертификации систем качества (производители, потребители, Технический центр Регистра и пр.). Совет имеет статус совещательного органа, формирующего предложения для принятия решения.
Совет по сертификации систем качества и производств:
- формирует предложения по основным принципам и правилам функционирования Регистра;
- разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности участников Системы;
- рассматривает проекты документов в области сертификации систем качества и производств, готовит предложения по их совершенствованию, изменениям и дополнениям;
- рассматривает и готовит рекомендации по направлениям международного сотрудничества в области сертификации систем качества и производств.
7.2.4 Комиссия по апелляциям функционирует периодически, по мере необходимости, и формируется Техническим центром Регистра из независимых экспертов. В состав комиссии могут быть включены представители Технического центра, Научно-методического комитета, органов по сертификации систем качества и др.
Апелляции по вопросам, связанным с сертификацией систем качества и производств, рассматриваются в порядке, установленном в Регистре.
7.2.5 Научно-методический комитет Регистра:
- разрабатывает нормативные и методические документы;
- участвует в работе Совета по сертификации систем качества и производств, Комиссии по апелляциям;
- осуществляет сбор и анализ информации по вопросам сертификации систем качества и производств;
- формирует банк данных и банк нормативных документов по сертификации систем качества и производств;
- осуществляет пропаганду и распространение научно-технических знаний в области сертификации систем качества и производств;
- устанавливает контакты и взаимодействует с национальными и международными организациями по методическим вопросам сертификации систем качества совместно с Госстандартом;
- разрабатывает учебные Программы для экспертов по сертификации систем качества и производств;
- взаимодействует по всем вопросам с Техническим центром Регистра.
Комитет функционирует на базе ВНИИС и включает подкомитеты (по машиностроению, метрологии и др.) при использовании научного потенциала институтов Госстандарта России.
7.2.6 Органы по сертификации систем качества и производств:
- проводят сертификацию систем качества и производств организаций;
- оформляют результаты сертификации;
- осуществляют инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами организаций;
- обеспечивают проведение работ по сертификации в соответствии с требованиями нормативных документов Регистра;
- разрабатывают документы системы качества своих органов и рабочие процедуры (методики и пр.);
- совершенствуют системы качества органов по сертификации;
- обеспечивают повышение профессионального мастерства экспертов;
- взаимодействуют с Техническим центром Регистра, Комиссией по апелляциям Регистра, Научно-методическим Комитетом Регистра и другими организациями, ведущими работы в области сертификации.
7.2.7 Организации, прошедшие сертификацию:
- обеспечивают стабильность эффективного функционирования систем качества (производств);
- представляют органу по сертификации достоверные доказательства выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 или ГОСТ Р ИСО 9003, в зависимости от принятой модели;
- представляют необходимую информацию о состоянии сертифицированной системы качества (производства) по требованию органа по сертификации или Технического центра Регистра;
- информируют органы по сертификации о всех изменениях (в структурной схеме, финансовом положении, конструкции изделия, технологии изготовления и др.), влияющих на качество выпускаемой продукции, происшедших после получения сертификата соответствия;
- осуществляют корректирующие действия по результатам сертификационных проверок и инспекционного контроля;
- представляют необходимую информацию и средства комиссии по проведению инспекционного контроля;
- назначают полномочных представителей для решения всех вопросов, связанных с проведением инспекционного контроля;
- своевременно оплачивают все расходы, связанные с проведением инспекционного контроля за сертифицированными системами качества и производствами независимо от его результатов.
8 Сертификаты соответствия системы качества и производства. Знак соответствия системы качества
8.1 Форма сертификата соответствия системы качества, приложения к нему, содержание зон заполнения и образец заполнения даны в приложениях В, Г, Д, Е и Ж.
8.2 Форма сертификата соответствия производства, приложения к нему, содержание зон заполнения и образец заполнения даны в приложениях И, К, Л, М, Н, П.
8.3 Знак Регистра на сертификате размещается сверху.
Форма Знака Регистра дана в приложении Р.
Размеры знака Регистра даны в приложении С.
8.4 Знак органа по сертификации располагается в середине круглой печати органа по сертификации.
8.5 Процедуры принятия решения о выдаче сертификата, разрешения (лицензии) на применение знака соответствия*, а также их оформления, контроля за использованием, подтверждения, приостановления действия или аннулирования - по ГОСТ Р 40.003 и ГОСТ Р 40.004.
___________________
* Для сертификации производства - только сертификат.
9 Язык системы
9.1 Все документы, используемые, регистрируемые и выдаваемые в рамках Регистра, а также переписку оформляют на русском языке. По желанию заявителя по отдельному договору экземпляры документов соответствия (сертификатов, разрешений (лицензий) и пр.) могут быть выданы органом по сертификации на английском, французском, немецком языках с подтверждением их аутентичности оригиналам на русском языке.
10 Конфиденциальность информации
10.1 В Регистре обеспечивается конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации, всеми участниками процесса.
10.2 Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не являются служебной или коммерческой тайной, определяют закон и правовые акты.
10.3 К конфиденциальной информации, в частности, относятся:
- сведения о технологии и организации производства, перспективных разработках продукции, "ноу-хау", коммерческие данные и любые другие, которые могут представить интерес для конкурентов заявителя;
- сведения о недостатках организации, несоответствиях, материальных, организационных и технических трудностях и любые другие, которые могли бы повредить престижу организации, принести ей моральный и материальный ущерб;
- сведения об экономических взаиморасчетах между участниками сертификации;
- любая другая информация, которую правообладатель считает конфиденциальной.
Не допускается передача третьим лицам без согласия обеих сторон, участвовавших в сертификации систем качества (производств), документов системы качества, справочных, рабочих материалов и отчетов, используемых и подготовленных в ходе сертификации.
10.4 Под обеспечением конфиденциальности информации понимается непередача ее любым лицам или организациям, не занятым непосредственно в процессах сертификации.
10.5 Информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, защищают способами, предусмотренными Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
11 Взаимосвязь сертификации систем качества (производств) и сертификации продукции
11.1 Если продукция подлежит обязательной сертификации и эта сертификация проводится по схемам 5, 6, 1а, 2а, 3а, 4а, 9а или 10а*, то при наличии сертификата соответствия системы качества или сертификата соответствия производства, выданных в Системе сертификации ГОСТ Р, соответственно оценку системы качества, производства или анализ состояния производства не проводят. Для реализации этой нормы органу по сертификации продукции должны быть представлены сертификат соответствия системы качества (производства).
________________
*Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции.
При сертификации продукции по схеме 5 и 6 органу по сертификации продукции предоставляют также выписку из Акта проверки и оценки системы качества (производства), предусмотренную 11.2.
11.2 При проведении сертификации систем качества (производства) применительно к продукции, которая подлежит обязательной сертификации, комиссия по сертификации системы качества (производства) в Акте проверки и оценки обязательно делает заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обеспечивающей прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным сертификацией этой продукции.
Соответствующую выписку из Акта представляют в орган по сертификации продукции при сертификации продукции по схеме 5 и 6 наряду с другими документами. В случае необходимости орган по сертификации продукции может ознакомиться непосредственно с Актом по сертификации системы качества (производства) в части заключения о наличии системы испытаний параметров продукции, предусмотренных ее сертификацией.
11.3 Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой:
- реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
- технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
- установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
- сроки годности продукции меньше, чем время, необходимое для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
- характерна частая смена модификации продукции;
- испытания являются дорогостоящими и для заявителя экономически целесообразно сокращение или исключение испытаний при инспекционном контроле путем замены их на инспекционный контроль системы качества (производства);
- продукция по объективным причинам может быть испытана только у потребителя (например, крупные агрегаты и установки, сборка которых может осуществляться только у потребителя).
11.4 Схему 6 также используют также:
- при сертификации продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества;
- при сертификации импортируемой продукции, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в Российской Федерации.
11.5 Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а применяют только при участии в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
При проведении обязательной сертификации по этим схемам в случае наличия у изготовителя сертификата соответствия системы качества или производства анализ состояния производства не проводится.
12 Ресертификация системы качества (производства)
12.1 Цель проведения ресертификации
Ресертификацию проводят после окончания срока действия сертификата с целью подтверждения соответствия системы качества (производств) нормативным требованиям на очередной срок.
Если плановый инспекционный контроль проводят 2 раза в год, объем проверки при ресертификации уменьшается с учетом результатов контроля, что влияет на стоимость работ.
12.2 Этапы ресертификации
Процесс ресертификации состоит из следующих этапов:
- организация работ;
- предварительная оценка системы качества (производства);
- проверка и оценка системы качества (производства) в организации;
- инспекционный контроль за ресертифицированной системой качества (производством).
12.3 Организация работ по ресертификации
12.3.1 Регистрация заявки
Заявка от организации (заявителя), желающей ресертифицировать систему качества (производство), поступает в Технический центр Регистра.
Технический центр Регистра регистрирует поступившую заявку на ресертификацию и направляет ее в адрес органа, проводившего первоначальную сертификацию.
Орган по сертификации регистрирует заявку, уведомляет заявителя о принятии заказа и направляет копию уведомления в Технический центр Регистра.
После получения уведомления от органа по сертификации заявитель оплачивает регистрационный взнос Техническому центру Регистра.
12.3.2 Состав комплекта исходных форм документов органа по сертификации систем качества
По поручению Технического центра Регистра орган по сертификации систем качества направляет заявителю следующие материалы:
- бланк декларации-заявки;
- исходные данные для предварительной оценки состояния производства;
- анкету-вопросник (если ресертификацию осуществляет орган по сертификации, не проводивший первоначальную сертификацию).
12.3.3 Перечень документов, представляемых заявителем на ресертификацию системы качества
Состав документов, представляемых заявителем на ресертификацию системы качества, включает:
- Декларацию-заявку на проведение ресертификации системы качества;
- Политику в области качества;
- Руководство по качеству;
- заполненные "Исходные данные для предварительной оценки состояния производства";
- заполненную анкету-вопросник (если ресертификацию осуществляет орган по сертификации, не проводивший первоначальную сертификацию).
12.3.4 Состав комплекта исходных форм документов органа по сертификации производств
По поручению Технического центра Регистра орган по сертификации производств направляет заявителю следующие материалы:
- бланк декларации-заявки;
- перечень исходных материалов.
12.3.5 Перечень документов, представляемых заявителем на ресертификацию производства, включает:
- декларацию-заявку;
- исходные материалы (по согласованному с заявителем перечню).
12.3.6 Описание процедур предварительной оценки системы качества (производства), проверки и оценки системы качества (производства) у заявителя, принятия решения о готовности системы качества (производства) к ресертификации (отказе в ресертификации), регистрации сертификата в Реестре Регистра, а также формы документов и состав исходных материалов содержатся в ГОСТ Р 40.003 и ГОСТ Р 40.004.
12.3.7 Правила и порядок проведения инспекционного контроля за ресертифицированной системой качества соответствуют требованиям ГОСТ Р 40.005.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Объекты проверки по элементам ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003 при сертификации систем качества и производств
Номер пункта по ГОСТ Р ИСО 9001 | Наименование объектов проверки |
| |||
|
|
| производств* | ||
|
| по ГОСТ Р ИСО 9001 | по ГОСТ Р ИСО 9002 | по ГОСТ Р ИСО 9003 |
|
4.1 | Ответственность руководства | + | + | + | - |
4.2 | Система качества | + | + | + | - |
4.3 | Анализ контракта | + | + | + | - |
4.4 | Управление проектированием | + | - | - | - |
4.5 | Управление документацией и данными | + | + | + | - |
4.6 | Закупки | + | + | - | - |
4.7 | Управление продукцией, поставляемой потребителем | + | + | + | - |
4.8 | Идентификация продукции и прослеживаемость | + | + | + | + |
4.9 | Управление процессами | + | + | - | + |
4.10 | Контроль и проведение испытаний | + | + | + | + |
4.11 | Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием | + | + | + | + |
4.12 | Статус контроля и испытаний | + | + | + | + |
4.13 | Управление несоответствующей продукцией | + | + | + | + |
4.14 | Корректирующие и предупреждающие действия | + | + | + | + |
4.15 | Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация, поставка | + | + | + | + |
4.16 | Управление регистрацией данных о качестве | + | + | + | + |
4.17 | Внутренние проверки качества | + | + | + | - |
4.18 | Подготовка кадров | + | + | + | - |
4.19 | Техническое обслуживание | + | + | - | - |
4.20 | Статистические методы | + | + | + | +** |
|
|
|
|
|
|
_______________
*При необходимости могут быть проверены и другие объекты проверки.
**Производится проверка только подпункта 4.20.2 "Процедуры" ГОСТ Р ИСО 9001.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Структура Регистра систем качества
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Форма сертификата соответствия системы качества
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)
Содержание зон сертификата соответствия системы качества*
___________________
*Цвет сертификата соответствия систем качества - зеленый.
1 -Записывают: Система сертификации ГОСТ Р (прописными буквами)
2 - Записывают: Орган по сертификации систем качества… (далее указывают наименование органа по сертификации и его регистрационный номер прописными буквами)
3 - Записывают: Выдан… (далее указывают наименование и адрес организации, получающей сертификат)
4 - Записывают: система качества применительно к … (далее указывают:
для ГОСТ Р ИСО 9001 - наименование (или несколько наименований) определенной совокупности однородной продукции, охватывающее все возможные модификации (ассортимент). Наименование совокупности продукции формируется на основе наименования продукции в стандартах технических условий, общих технических условий, стандартах, устанавливающих общие технические требования, а при их отсутствии - технических условий или другой технической документации;
для ГОСТ Р ИСО 9002 и ГОСТ Р ИСО 9003 - наименования и обозначения конкретной продукции, регламентированные нормативной и технической документацией, по которой выпускается данная продукция).
5 - Обозначение государственного стандарта (при необходимости, обозначение международного, регионального или национального стандарта), на соответствие которому проверялась система качества
6 - Срок действия сертификата: Действителен до… (далее указывают число, месяц, год)
7 - Записывают: Руководитель Органа по сертификации систем качества… (далее указывают фамилию, имя, отчество и ставят подпись и печать)
8 - Номер и дата регистрации сертификата в Реестре Регистра
9 - Записывают: Руководитель Технического центра Регистра систем качества… (далее указывают фамилию, имя, отчество и ставят подпись и печать)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(обязательное)
Образец заполнения сертификата соответствия системы качества
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(обязательное)
Форма приложения 1 к сертификату соответствия системы качества
Приложение 1 | |||||||||
| |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Главный эксперт |
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
(обязательное)
Правила применения сертификата и знака соответствия системы качества
Приложение 2 А Применение сертификата и знака соответствия
- представила письменное заявление о том, что она не намерена выполнять условия сертификации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ И
(обязательное)
Форма сертификата соответствия производства
ПРИЛОЖЕНИЕ К
(обязательное)
Содержание зон сертификата соответствия производства*
____________________
* Цвет сертификата соответствия производства - серый.
1 - Записывают: Система сертификации ГОСТ Р (прописными буквами)
2 - Записывают: Орган по сертификации производств… (далее указывают наименование органа по сертификации и его регистрационный номер прописными буквами)
3 - Записывают: Выдан… (далее указывают наименование и адрес организации, получающей сертификат)
4 - Записывают: состояние производства способно обеспечить стабильность характеристик продукции…
5 - Наименования и обозначения конкретной продукции, выпускаемой на сертифицированном производстве, в соответствии с нормативной и технической документацией, а также обозначение этой нормативной и технической документации*
__________________
* В случае большого числа наименований продукции оформляется отдельное приложение, содержащее перечень нормативной документации на продукцию сертифицированного производства.
Пример приложения к сертификату приведен в приложении П.
6 - Обозначение государственного стандарта на систему качества и номера пунктов, на соответствие которым проводилась проверка производства
7 - Срок действия сертификата: Действителен до… (далее - число, месяц, год)
8 - Записывают: Руководитель Органа по сертификации производств…(далее указывают фамилию, имя, отчество и ставят подпись и печать)
9 - Номер и дата регистрации сертификата в Реестре Регистра
10 - Записывают: Руководитель Технического центра Регистра систем качества… (далее указывают фамилию, имя, отчество и ставят подпись и печать)
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
(обязательное)
Образец заполнения сертификата соответствия производства
ПРИЛОЖЕНИЕ М
(обязательное)
Форма приложения 1 к сертификату соответствия производства
Приложение 1 | |||||||||
| |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
|
|
|
|
|
|
| |||
Подпись |
|
|
|
|
|
| |||
Дата |
|
|
|
|
|
| |||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Н
(обязательное)
Правила применения сертификата соответствия производства
Приложение 2 А Применение сертификата соответствия А1 Сертификат соответствия производства может применяться в рекламных целях. Б Правила подтверждения, приостановления и аннулирования сертификата соответствия Б1 Подтверждение действия выданного сертификата соответствия орган по сертификации осуществляет не менее чем один раз в год на основе результатов проверок при инспекционном контроле. При этом в приложении 1 к сертификату ставится подпись главного эксперта. Б2 При отрицательном результате инспекционного контроля орган по сертификации направляет Акт о результатах инспекционного контроля в Технический центр Регистра для принятия решения. Б3 Решение о приостановлении или аннулировании действия сертификата соответствия принимается Техническим центром Регистра. Приостановление и аннулирование действия сертификата соответствия осуществляется при обнаружении на этапе инспекционного контроля значительных несоответствий, способных отрицательно повлиять на качество или безопасность продукции и/или при обнаружении несоответствий к требованиям, установленным в программе проверки производства. Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия осуществляется также, если организация - держатель сертификата: - не устранила несоответствия, выявленные при сертификации и инспекционном контроле; - не информировала орган по сертификации о существенных изменениях в конструкции или технологии изготовления продукции, которые могут привести к снижению ее качества; - не оплатила стоимость инспекционного контроля до начала его планового проведения и других услуг органа по сертификации; - не выполнила другие условия, изложенные в договоре с органом по сертификации об инспекционном контроле; - представила письменное заявление о том, что она не намерена выполнять условия сертификации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ П
(обязательное)
Пример приложения 3 к сертификату соответствия производства
Приложение 3 ПЕРЕЧЕНЬ | |
Наименование продукции | Обозначение нормативной документации на продукцию |
|
|
2. Сметана | ТУ 10.02.02.789.09-89 |
3. Творог | РСТ РСФСР 371-89 |
| ТУ 10 РФ 2007-92 |
4. Масло |
|
коровье | ГОСТ 37-91 |
шоколадное | ГОСТ 6822-67 |
бутербродное | ТУ 10.02.848-90 |
5. Сыры |
|
"Пошехонский" | ТУ 49 РСФСР 519-85 |
"Неро" | ТУ 9225-001-00438618-93 |
плавленый колбасный | ТУ 10 РФ 1144-92 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Р
(обязательное)
Форма знака Регистра
При уменьшении или увеличении знака должны соблюдаться пропорции, хорошо видимые с помощью сетки; сетка служит только для определения пропорций; знак изображается без сетки.
Минимальная высота знака - 10 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ С
(обязательное)
Размеры знака Регистра
Основные и базовые размеры знака - по ГОСТ Р 50460
ПРИЛОЖЕНИЕ Т
(справочное)
Библиография
1] | Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" |
|
|
[2] | Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 |
|
|
[3] | Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. № 3, зарегистрированы Минюстом РФ 21 марта 1994 г. рег. № 521) |
|
|
[4] | Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации продукции |
|
|
[5] | ПР 50.3.001-94 Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к экспертам и порядок их аттестации |
|
|
[6] | ИСО 8402-94 (E/F/R) Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. |
|
|
[7] | ИСО 9000-1-94 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению |
|
|
[8] | ИСО 9001-94 Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании |
|
|
[9] | ИСО 9002-94 Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании |
|
|
[10] | ИСО 9003-94 Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях |
|
|
[11] | ИСО 9004-1-94 Управление качеством и элементы системы качества - Часть 1: Руководящие указания |
|
|
[12] | Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности |
|
|
[13] | Руководство ИСО/МЭК 40 Общие требования по приемке органов по сертификации |
|
|
[14] | Руководство ИСО/МЭК 53 Подход к применению системы качества поставщика при сертификации изделия третьей стороной |
|
|
[15] | Руководство ИСО/МЭК 56 Орган по сертификации. Методика оценки внутренней системы обеспечения качества |
|
|
[16] | EN 45012 Общие критерии для органов по сертификации систем качества поставщиков |
|
|
[17] | EN 45013 Общие критерии для органов по аттестации персонала |
|
|
[18] | Руководящие указания ЕАС по применению Европейского стандарта EN 45012. Общие критерии для органов по сертификации систем качества поставщиков |
|
|
[19] | Рекомендации EQS по проведению аудит-проверок и сертификации систем качества третьей стороной (EQS 147) |
|
|
[20] | Руководство ИСО/МЭК 61 Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации / регистрации |
|
|
[21] | Руководство ИСО/МЭК 62 Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию / регистрацию систем качества |
Текст документа сверен по:
Госстандарт России -
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996