ГОСТ 4.397-89
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система показателей качества продукции
МОТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Номенклатура показателей
Product-quality index system.
Motor-cycles, scooters, mopeds, miniscooters.
Index nomenclature
ОКП 45 2800; 45 2900
Дата введения 1990-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.Б.Удовиченко, В.П.Лазарева, А.И.Ермаков, О.Н.Кулаков, Н.М.Крутов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.02.89 N 345
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.397-85
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
ГОСТ 14.205-83 | 6.1, 6.2 |
ГОСТ 6253-78 | 1.1.2, 1.1.5, 1.1.7, 1.2.4, 1.2.5, 3.1, 10.1 |
ГОСТ 16495-70 | 2.1 |
Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей технического уровня и качества мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мокиков и минироллеров (далее - мототранспортные средства), включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития мототранспортных средств (МТС), государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на МТС, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
Стандарт не распространяется на спортивные и специальные МТС.
Допускается применять по согласованию с основным потребителем (заказчиком) дополнительные показатели, не установленные настоящим стандартом.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МТС
1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства МТС приведены в табл.1.
Таблица 1
|
|
| ||
| ||||
1.1. Показатели функциональной и технической эффективности | - | - | ||
1.1.1. Число перевозимых людей (масса перевозимого груза), чел. (кг) | Грузоподъемность | |||
1.1.2. Дорожный просвет (ГОСТ 6253) | Проходимость | |||
1.1.3. Максимальная эффективная мощность, кВт | Степень форсированости двигателя | |||
1.1.4. Максимальный крутящий момент, Н·м | Способность двигателя приспосабливаться к различным нагрузкам | |||
1.1.5. Время разгона на участке 400 м с места (ГОСТ 6253), с | Динамичность | |||
1.1.6. Время разгона до скорости 100 км/ч, с* | " | |||
1.1.7. Максимальная скорость** (ГОСТ 6253), км/ч | " | |||
1.2. Конструктивные показатели | - | - | ||
1.2.1. Рабочий объем двигателя, см | - | |||
1.2.2. Тактность двигателя | - | |||
1.2.3. Число цилиндров, шт. | - | |||
1.2.4. Масса сухая МТС (ГОСТ 6253), кг | - | |||
1.2.5. Масса снаряженного МТС (ГОСТ 6253), кг | - | |||
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||||
2.1. Установленный ресурс до капитального ремонта (ГОСТ 16495), км | Долговечность | |||
2.2. Установленная безотказная наработка, км | Безотказность | |||
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | ||||
3.1. Контрольный расход топлива (ГОСТ 6253), л/100 км | Экономичность | |||
3.2. Расход топлива в городском цикле, л/100 км | " | |||
3.3. Расход топлива при контрольных скоростях, л/100 км | " | |||
3.4. Средний расход масла***, л/100 км | " | |||
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
4.1. Комплексный показатель эргономичности*** | Удобство управления и обслуживания, плавность хода, комфортабельность | |||
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
5.1. Обобщенный эстетический показатель***, балл | Информационная выразительность, рациональные формы, совершенство производственного исполнения | |||
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||||
6.1. Трудоемкость изготовления**** (ГОСТ 14.205), нормо-час | Трудоемкость | |||
6.2. Коэффициент применяемости материала (ГОСТ 14.205) | Использование прогрессивного материала | |||
7. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ | ||||
7.1. Коэффициент унификации****, % | Уровень унификации | |||
8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
8.1. Показатель патентной защиты**** | - | |||
8.2. Показатель патентной чистоты**** | - | |||
9. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
9.1. Предельно допустимые выбросы вредных веществ | ||||
9.1.1. Выбросы окиси углерода, г/км | Уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации | |||
9.1.2. Выбросы углеводородов, г/км | То же | |||
9.2. Уровень шума, дБ (А) | " | |||
10. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ | ||||
10.1. Тормозной путь (ГОСТ 6253), м | Безопасность движения | |||
11. КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||
11.1. Тип МТС | - | - | ||
11.2. Марка применяемого топлива | - | - | ||
11.3. Тип системы смазки двигателя | - | - | ||
11.4. Тип системы охлаждения двигателя | - | - | ||
11.5. Возможность использования с прицепом | Расширение функциональных возможностей | |||
12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||||
12.1. Себестоимость****, руб. | - | - | ||
12.2. Лимитная цена, руб. | - | - | ||
12.3. Оптовая цена, руб. | - | - | ||
12.4. Гарантийный срок эксплуатации, мес | - | - | ||
12.5. Гарантийный пробег, км | - | - |
________________
* Для МТС с максимальной скоростью свыше 135 км/ч.
** Для МТС с ограниченной скоростью допускается применять показатель "максимальная конструктивная скорость".
*** Вводится после введения в действие НТД на методы определения.
**** Только для отечественных моделей МТС.
Примечание. Основные показатели качества, применяемые при расчете обобщенного показателя качества МТС в КУ выделены полужирным шрифтом.
1.2. Алфавитный перечень показателей качества МТС приведен в приложении 1.
1.3. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 2.
1.4. Пояснения и примеры применения показателей качества приведены в приложении 3.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МТС
2.1. Перечень основных показателей качества, применяемых при расчете обобщенного показателя качества МТС в КУ:
время разгона на участке 400 м с места;
установленный ресурс до капитального ремонта;
установленная безотказная наработка;
контрольный расход топлива;
выбросы окиси углерода;
выбросы углеводородов;
уровень шума;
тормозной путь.
2.2. Применяемость показателей качества МТС, включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития МТС, государственные стандарты с перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ), в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на МТС, ТЗ на НИР, технические условия (ТУ) и карты технического уровня и качества продукции (КУ), приведена в табл.2.
Таблица 2
|
|
| ||||||
Мотоциклы (мото- роллеры) ОКП | Мопеды, мокики, мини- роллеры ОКП | ТЗ на НИР | ГОСТ ОТТ | Стандарты (кроме ГОСТ ОТТ) | ТЗ на ОКР | ТУ | КУ | |
1.1.1 | + | + | - | - | - | + | + | + |
1.1.2 | + | + | - | - | + | + | + | + |
1.1.3 | + | + | - | - | - | + | + | + |
1.1.4 | + | + | + | - | - | + | + | + |
1.1.5 | + | + | + | ± | + | + | + | + |
1.1.6 | ± | - | ± | - | - | ± | ± | ± |
1.1.7 | + | + | + | - | + | + | + | + |
1.2.1 | + | + | + | - | + | + | + | + |
1.2.2 | + | + | + | - | + | + | + | + |
1.2.3 | + | + | + | - | - | + | + | + |
1.2.4 | + | + | + | - | + | + | + | + |
1.2.5 | + | + | ± | - | ± | + | + | + |
2.1 | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.2 | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.1 | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.2 | + | + | + | - | + | + | + | + |
3.3 | + | + | + | - | + | + | + | + |
3.4 | + | + | ± | - | ± | ± | + | + |
4.1 | + | + | + | - | - | + | + | + |
5.1 | + | + | ± | - | - | ± | - | + |
6.1 | + | + | - | - | - | - | - | + |
6.2 | ± | ± | ± | - | - | ± | - | ± |
7.1 | + | + | - | - | - | + | - | + |
8.1 | + | + | - | - | - | + | - | + |
8.2 | + | + | - | - | - | + | - | + |
9.1.1 | + | + | - | + | + | + | + | + |
9.1.2 | + | + | + | + | + | + | + | + |
9.2 | + | + | + | + | + | + | + | + |
10.1 | + | + | + | + | + | + | + | + |
11.1 | + | + | + | - | + | + | + | + |
11.2 | + | + | + | - | - | + | + | + |
11.3 | + | + | + | - | - | + | + | + |
11.4 | + | + | + | - | - | + | + | + |
11.5 | + | - | ± | - | - | ± | ± | ± |
12.1 | + | + | - | - | - | - | - | + |
12.2 | + | + | - | - | - | + | - | + |
12.3 | + | + | - | - | - | - | - | + |
12.4 | + | + | - | - | - | + | + | + |
12.5 | + | + | - | - | - | + | + | + |
Примечание. Знак "+" обозначает применяемость показателя, знак "-" - неприменяемость, знак "±" - ограниченную применяемость
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МТС
Номер показателя по табл.1 | |
Возможность использования с прицепом | 11.5 |
Время разгона на участке 400 м с места | 1.1.5 |
Время разгона до скорости 100 км/ч | 1.1.6 |
Выбросы окиси углерода | 9.1.1 |
Выбросы углеводорода | 9.1.2 |
Коэффициент применяемости материала | 6.2 |
Коэффициент унификации | 7.1 |
Марка применяемого топлива | 11.2 |
Масса МТС сухая | 1.2.4 |
Масса снаряженного МТС | 1.2.5 |
Момент крутящий максимальный | 1.1.4 |
Мощность эффективная максимальная | 1.1.3 |
Наработка безотказная установленная | 2.2 |
Объем двигателя рабочий | 1.2.1 |
Показатель патентной защиты | 8.1 |
Показатель патентной чистоты | 8.2 |
Показатель эргономичности комплексный | 4.1 |
Показатель эстетический обобщенный | 5.1 |
Пробег гарантийный | 12.5 |
Просвет дорожный | 1.1.2 |
Путь тормозной | 10.1 |
Расход масла средний | 3.4 |
Расход топлива в городском цикле | 3.2 |
Расход топлива контрольный | 3.1 |
Расход топлива при контрольных скоростях | 3.3 |
Ресурс до капитального ремонта установленный | 2.1 |
Себестоимость | 12.1 |
Скорость максимальная | 1.1.7 |
Срок эксплуатации гарантийный | 12.4 |
Тактность двигателя | 1.2.2 |
Тип МТС | 11.1 |
Тип системы охлаждения двигателя | 11.4 |
Тип системы смазки двигателя | 11.3 |
Трудоемкость изготовления | 6.1 |
Уровень шума | 9.2 |
Цена лимитная | 12.2 |
Цена оптовая | 12.3 |
Число перевозимых людей (масса перевозимого груза) | 1.1.1 |
Число цилиндров | 1.2.3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
| Номер показателя по табл.1 |
|
Время разгона на участке 400 м с места | 1.1.5 | Время прохождения участка длиной 400 м при разгоне с места с полностью открытым дросселем и последовательным переключением передач |
Коэффициент применяемости материала | 6.2 | Отношение применяемого материала, характеризующего данную модель (черные металлы, цветные металлы, легкие сплавы, прокат, пластмассы, керамика и т.д.), к сухой массе МТС |
Максимальная эффективная мощность | 1.1.3 | Максимальная по внешней скоростной характеристике эффективная мощность при полностью открытом дросселе |
Максимальный крутящий момент | 1.1.4 | Максимальный по внешней скоростной характеристике крутящий момент |
Предельно допустимые выбросы вредных веществ | 9.1 | Количество окиси углерода, углеводородов, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами, при выполнении ездовых режимов, имитирующих движение МТС в городских условиях |
Рабочий объем двигателя | 1.2.1 | Объем цилиндра, высвобождаемый поршнем при движении от верхней до нижней мертвой точки, умноженный на число цилиндров |
Расход топлива в городском цикле | 3.2 | Расход топлива, измеряемый при выполнении ездовых режимов, имитирующих движение МТС в городских условиях |
Расход топлива при контрольных скоростях | 3.3 | Расход топлива при контрольных скоростях, устанавливаемых отраслевой НТД в зависимости от максимальной скорости МТС или его типа |
Уровень шума | 9.2 | Шумовая характеристика МТС, определяемая уровнем звука |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КАЧЕСТВА МТС
1.1. Максимальную эффективную мощность и максимальный крутящий момент определяют в соответствии с отраслевой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Расход топлива в городском цикле и расход топлива при контрольных скоростях определяют в соответствии с отраслевой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
1.3. Нормы и методы определения предельно допустимых выбросов вредных веществ (окиси углерода и углеводородов) устанавливают по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.4. Предельно допустимые значения и методы измерения уровня шума устанавливают по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке,
1.5. Тип МТС устанавливают по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1989