ГОСТ 4.79-87
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система показателей качества продукции
ИЗДЕЛИЯ ФРИКЦИОННЫЕ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Номенклатура показателей
Product-quality index system.
Friction products for brake assemblies.
Nomenclature of indices
ОКСТУ 2571
Срок действия с 01.07.88
до 01.01.90*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 4, 1994 год). - Примечание "КОДЕКС".
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.А.Можаев, канд. техн. наук; В.А.Соколов, канд. техн. наук; Л.П.Красичева (руководитель темы); Н.А.Князева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 5024
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.79-82
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
ГОСТ 23.002-78 | 1.1 |
ГОСТ 4647-80, ГОСТ 4651-82 ГОСТ 4648-71, ГОСТ 9012-59 ГОСТ 15139-69, ГОСТ 17302-71 | Приложение 3, п.3 |
ГОСТ 15151-69 | Приложение 3, п.8 |
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества фрикционных изделий для тормозных механизмов (тормозных колодок и накладок, фрикционных секторов и пластин, тормозных лент и фрикционных вкладышей), включаемых в ТЗ на НИР на вновь разрабатываемую продукцию, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты и технические условия (ТУ) на продукцию и карты технического уровня и качества продукции (КУ).
Коды продукции по ОКП: 25 7120, 25 7130, 25 7140, 25 7150, 25 7160, 25 7170.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства фрикционных изделий приведены в табл.1.
Основные показатели выделены полужирным шрифтом.
Наименование показателя качества | Обозначение показателя качества | Наименование характеризуемого свойства |
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ | ||
1.1. Коэффициент трения (ГОСТ 23.002-78) | Фрикционные свойства | |
1.2. Стабильность коэффициента трения, % | Стабильность фрикционных свойств | |
1.3. Износ или износостойкость, или интенсивность изнашивания (ГОСТ 23.002-78) | - | Износостойкость |
1.4. Эффективность торможения (замедление, тормозной путь или тормозной момент), м/с, м или Н·м | , или | Качественная мера торможения |
1.5. Потеря эффективности торможения, % | - | То же |
1.6. Восстанавливаемость эффективности торможения, % | - | " |
1.7. Твердость по Бринеллю | НВ | Твердость |
1.8. Предел прочности при изгибе, Па (кгс/см) | Прочность | |
1.9. Предел прочности при сжатии, Па (кгс/см) | " | |
1.10. Предел прочности при срезе, Па (кгс/см) | " | |
1.11. Ударная вязкость, Дж/м (кгс·см/см) | " | |
1.12. Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом, Па (кгс/см) или усилие отрыва, Н (кгс) | " | |
1.13. Изменение массы в жидких средах, % | Стойкость к воздействию жидкостей | |
1.14. Плотность, кг/м (г/см) | Материалоемкость | |
1.15. Устойчивость на изгиб | - | Прочность |
1.16. Внешний вид | - | - |
1.17. Состояние поверхности трения | - | - |
2. ПОКАЗАТЕЛИ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ | ||
2.1. Тропикостойкость | - | - |
2.2. Холодоустойчивость | - | - |
3. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||
3.1. Гамма-процентный ресурс или средний ресурс, единицы наработки | - | Долговечность |
3.2. Средний срок сохраняемости, год | - | Сохраняемость |
4. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||
4.1. Технологическая трудоемкость изготовления продукции, ч | Уровень трудовых затрат | |
4.2. Коэффициент использования материалов | Эффективность использования материальных ресурсов | |
4.3. Производственная себестоимость изделия, руб. | С | Уровень затрат на производство |
5. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
5.1. Патентная чистота | - | - |
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
2.1. Перечень основных показателей качества:
коэффициент трения или эффективность торможения и (или) потеря эффективности торможения и (или) восстанавливаемость эффективности торможения;
гамма-процентный или средний ресурс (или износ, или износостойкость, или интенсивность изнашивания).
2.2. Применяемость показателей качества по типам фрикционных изделий, включаемых в ТЗ на НИР на вновь разрабатываемую продукцию, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты и ТУ на продукцию и КУ, приведена в табл.2.
Таблица 2
Номер показателя по табл.1 и наименование | Тип фрикционных | Область применения | ||||
формованные и прессованные | тканые | вальцованные (эластичные) | ТЗ на НИР | стандарты и ТУ на продукцию | КУ | |
1.1. Коэффициент трения | + | + | + | + | + | + |
1.2. Стабильность коэффициента трения | + | + | + | ± | ± | ± |
1.3. Износ или износостойкость, или интенсивность изнашивания | + | + | + | + | + | + |
1.4. Эффективность торможения | + | - | - | ± | ± | ± |
1.5. Потеря эффективности торможения | + | - | - | ± | ± | ± |
1.6. Восстанавливаемость эффективности торможения | + | - | - | ± | ± | ± |
1.7. Твердость | + | - | - | ± | ± | ± |
1.8. Предел прочности при изгибе | + | - | - | ± | ± | ± |
1.9. Предел прочности при сжатии | + | - | - | ± | ± | ± |
1.10. Предел прочности при срезе | + | + | + | ± | ± | ± |
1.11. Ударная вязкость | + | - | - | ± | ± | ± |
1.12. Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом или усилие отрыва | + | - | - | + | + | + |
1.13. Изменение массы в жидких средах | + | + | + | ± | ± | ± |
1.14. Плотность | + | + | + | ± | ± | ± |
1.15. Устойчивость на изгиб | - | + | + | ± | ± | ± |
11.16. Внешний вид | + | + | + | ± | ± | ± |
1.17. Состояние поверхности трения | + | + | + | ± | ± | ± |
2.1. Тропикостойкость | + | + | + | ± | ± | ± |
2.2. Холодоустойчивость | + | + | + | ± | ± | ± |
3.1. Гамма-процентный ресурс или средний ресурс | + | - | ± | ± | ± | ± |
3.2. Средний срок сохраняемости | + | - | ± | ± | ± | ± |
4.1. Технологическая трудоемкость изготовления продукции | + | + | + | + | - | - |
4.2. Коэффициент использования материалов | + | + | + | + | - | - |
4.3. Производственная себестоимость изделия | + | + | + | + | - | - |
5.1. Патентная чистота | + | + | + | - | - | + |
Примечание. Знак "+" означает применяемость, знак "-" - неприменяемость, знак "±" - ограниченную применяемость показателя, определяемую по согласованию с потребителем.
2.3. Показатели 1.4-1.6 устанавливают на фрикционные изделия для автомобильного, мотоциклетного и подвижного состава железнодорожного транспорта.
2.4. Показатель 1.12 устанавливают на колодки дисковых тормозов легковых автомобилей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Внешний вид | 1.16 |
Восстанавливаемость эффективности торможения | 1.6 |
Вязкость ударная | 1.11 |
Изменение массы в жидких средах | 1.13 |
Износ | 1.3 |
Износостойкость | 1.3 |
Коэффициент использования материалов | 4.2 |
Коэффициент трения | 1.1 |
Плотность | 1.14 |
Потеря эффективности торможения | 1.5 |
Предел прочности при изгибе | 1.8 |
Предел прочности при сжатии | 1.9 |
Предел прочности при срезе | 1.10 |
Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом | 1.12 |
Ресурс гамма-процентный | 3.1 |
Ресурс средний | 3.1 |
Себестоимость изделия производственная | 4.3 |
Срок сохраняемости средний | 3.2 |
Стабильность коэффициента трения | 1.2 |
Твердость | 1.7 |
Трудоемкость изготовления продукции технологическая | 4.1 |
Тропикостойкость | 2.1 |
Усилие отрыва | 1.12 |
Устойчивость на изгиб | 1.15 |
Холодоустойчивость | 2.2 |
Чистота патентная | 5.1 |
Эффективность торможения | 1.4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Таблица 3
Наименование показателя качества | Номер показателя по табл.1 | Пояснение |
Восстанавливаемость эффективности торможения | 1.6 | Способность пары трения восстанавливать первоначальную эффективность торможения по мере охлаждения пары трения или ее высыхания |
Изменение массы в жидких средах | 1.13 | Отношение массы жидкой среды, поглощенной образцом в течение определенного времени взаимодействия, к начальной массе образца |
Коэффициент использования материалов | 4.2 | Отношение массы готовой продукции к массе вводимого в технологический процесс материала |
Патентная чистота | 5.1 | Юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам |
Потеря эффективности торможения | 1.5 | Снижение эффективности торможения пары трения при ряде последовательных торможений с нарастанием температуры или попадания воды |
Предел прочности при изгибе | 1.8 | Отношение изгибающего момента, разрушающего образец при изгибе, к моменту сопротивления поперечного сечения образца |
Предел прочности при сжатии | 1.9 | Отношение нагрузки, разрушающей образец при сжатии, к его исходной площади поперечного сечения |
Предел прочности при срезе | 1.10 | Отношение нагрузки, разрушающей образец при срезе, к его исходной площади поперечного сечения |
Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом | 1.12 | Отношение нагрузки, разрушающей соединение тормозной накладки с каркасом, к номинальной площади соединения |
Производственная себестоимость изделия | 4.3 | Затраты предприятия на изготовление единицы продукции, выраженные в денежной форме |
Стабильность коэффициента трения | 1.2 | Способность пары трения сохранять первоначальные значения коэффициента трения при изменении температуры, давления или скорости скольжения |
Технологическая трудоемкость изготовления продукции | 4.1 | Затраты труда основных рабочих |
Тропикостойкость | 2.1 | Способность фрикционных изделий выполнять в условиях тропического климата заданные функции |
Ударная вязкость | 1.11 | Отношение работы, затраченной на разрушение образца, к исходной площади поперечного сечения образца |
Устойчивость на изгиб | 1.15 | Способность фрикционного изделия сохранять целостность при изгибе вокруг стержня заданного диаметра |
Холодоустойчивость | 2.2 | Способность фрикционных изделий выполнять при низких температурах заданные функции |
Эффективность торможения | 1.4 | Мера торможения, характеризующая свойство пары трения к созданию в эксплуатации необходимого искусственного сопротивления движению затормаживаемого устройства при заданных параметрах трения (скорости, давления, температуры и др.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1. Коэффициент трения, стабильность коэффициента трения, износ,
износостойкость, интенсивность изнашивания
Коэффициент трения, стабильность коэффициента трения, износ, износостойкость и интенсивность изнашивания определяют при испытаниях образцов или натурных фрикционных изделий на лабораторных машинах трения или в условиях эксплуатации по методикам, установленным в нормативно-технической документации на фрикционные изделия.
Стабильность коэффициента трения вычисляют по формуле
,
где - максимальное абсолютное отклонение коэффициента трения от первоначального значения;
- первоначальный коэффициент трения при определении его зависимости от температуры, давления или скорости.
2. Эффективность торможения, потеря эффективности торможения
и восстанавливаемость эффективности торможения
В зависимости от назначения тормозных накладок эффективность торможения может выражаться замедлением (м/с), тормозным путем (м) при заданной начальной скорости или моментом трения (Н·м), полученными в натурном узле на дороге или на стенде при моделированных испытаниях.
Условия определения эффективности торможения, потери эффективности торможения и восстанавливаемости эффективности торможения заданы в специальных методиках, согласованных между заинтересованными сторонами.
Потеря эффективности торможения в процентах определяется отношением снижения эффективности торможения при нагревании фрикционной пары трения путем ряда последовательных торможений (или попадании воды, снега, льда) к первоначальной (до нагрева или до попадания снега, воды, льда) эффективности торможения.
Например, потерю эффективности торможения в процентах по замедлению при нагревании вычисляют по формуле
,
где , - замедление транспортного средства перед нагревом фрикционной пары и при заданной температуре соответственно.
Восстанавливаемость эффективности торможения в процентах определяется отношением эффективности торможения после охлаждения (или высыхания влаги) к первоначальной (до нагрева или до попадания воды, снега, льда) эффективности торможения, например, восстанавливаемость эффективности торможения по замедлению после нагрева вычисляют по формуле
,
где - замедление после охлаждения фрикционной пары;
- замедление до нагрева фрикционной пары.
Допускается определять потерю и восстанавливаемость эффективности торможения через коэффициент трения, полученный при моделированных испытаниях на машине трения по формулам:
;
,
где - коэффициент трения перед нагревом или попаданием воды в область пары трения;
- коэффициент трения при заданной температуре или после воздействия воды;
- коэффициент трения после охлаждения или высыхания пары трения.
3. Твердость, предел прочности при изгибе, предел прочности при сжатии,
предел прочности при срезе, ударная вязкость, плотность
Определение твердости по Бринеллю - по ГОСТ 9012-59, плотности - по ГОСТ 15139-69, предела прочности при изгибе - по ГОСТ 4648-71, предела прочности при сжатии - по ГОСТ 4651-82, предела прочности при срезе - по ГОСТ 17302-71, ударной вязкости - по ГОСТ 4647-80. Условия испытаний устанавливают в нормативно-технической документации на фрикционные изделия.
4. Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом
Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом Па (кгс/см) вычисляют по формуле
,
где - максимальная (до разрушения соединения) нагрузка, Н (кгс);
- площадь соединения накладки с каркасом, м (см).
5. Изменение массы в жидких средах
Изменение массы в жидких средах в процентах вычисляют по формуле
где - начальная масса образца, г;
- конечная масса, г.
6. Внешний вид
Внешний вид фрикционных изделий определяют визуально и с помощью измерительных средств. Допускаемые отклонения устанавливают нормативно-технической документацией на фрикционные изделия.
7. Состояние поверхности трения
Состояние поверхности трения контролируют визуально при стендовых испытаниях в натурном узле или в эксплуатации и характеризуют наличием трещин, задиров, сколов, а также выкрашивания, наволакивания и других дефектов.
8. Тропикостойкость, холодоустойчивость
Тропикостойкость и холодоустойчивость определяют по ГОСТ 15151-69 или по другим методикам, согласованным в установленном порядке.
9. Гамма-процентный или средний ресурс
Гамма-процентный или средний ресурс определяют в узлах заводской сборки в реальных условиях эксплуатации с приведением при необходимости к I категории условий эксплуатации или при пробеговых (ресурсных) испытаниях в заданных условиях эксплуатации.
Ресурс выражается в единицах наработки, например: ч, год, км, цикл.
Регламентируемую вероятность ресурса согласовывают между изготовителем и потребителем.
Допускается определять гамма-процентный или средний ресурс расчетным путем по результатам стендовых испытаний.
10. Средний срок сохраняемости
Средний срок сохраняемости устанавливают после хранения изделий в складских условиях на соответствие их требованиям НТД.
11. Технологическая трудоемкость изготовления продукции
Технологическая трудоемкость изготовления продукции характеризуется затратами труда основных рабочих; для определения трудоемкости серийной продукции принимают фактические затраты, а для вновь разрабатываемой - нормированные затраты.
12. Коэффициент использования материалов
Коэффициент использования материалов характеризуется отношением массы материала в готовой продукции к массе материала, введенной в технологический процесс .
При определении коэффициента использования материалов для серийной продукции принимают фактические значения масс материала и , а для вновь разрабатываемой - плановые.
13. Производственная себестоимость
Производственная себестоимость изделия характеризуется затратами предприятия на изготовление единицы продукции.
Для серийной продукции принимают отчетную себестоимость, а для вновь разрабатываемой - плановую.
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1988