ГОСТ 4.474-87
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
КРАНЫ БАШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
Номенклатура показателей
Product-quality index system.
Building tower cranes. Index nomenclature
ОКП 48 3010, 48 3540
Дата введения 1988-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерском строительного, дорожного и коммунального машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
Л.А.Невзоров, канд. техн. наук (руководитель темы); А.Э.Толпин, Г.Н.Пазельский, Б.Ш.Каплун
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 марта 1987 г. N 881
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.22-79 (в части башенных строительных кранов)
4. Срок проверки стандарта - III кв. 1990 г.
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 12.1.012-78 | 4.1.2 |
ГОСТ 14.205-83 | 6.1 |
ГОСТ 27.003-83 | 2.1-2.7 |
ГОСТ 23941-79 | 4.1.1 |
ГОСТ 25546-82 | 1.1.8 |
СТ СЭВ 541-77 | 4.1.1 |
СТ СЭВ 723-77 | 1.1.1-1.1.7 |
1.1.9, 1.2.1-1.2.6 | |
1.3.1, 1.4.1 | |
СТ СЭВ 1932-79 | 4.1.2 |
Стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества башенных строительных кранов, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития этой продукции, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА БАШЕННЫХ
СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ
1.1. Номенклатура показателей качества башенных строительных кранов устанавливается в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя качества | Обозначение показателя качества | Наименование характеризуемого свойства |
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ | ||
1.1. Классификационные показатели | ||
1.1.1. Грузовой момент (СТ СЭВ 723-77), т·м | Обобщенный показатель, характеризующий параметры крана | |
1.1.2. Грузоподъемность (СТ СЭВ 723-77), т: | Значение поднимаемого груза | |
при максимальном вылете | То же, при определенном вылете | |
максимальная | Значение максимально допустимого поднимаемого груза | |
1.1.3. Вылет (СТ СЭВ 723-77), м: | Размер обслуживаемой зоны по горизонтам | |
максимальный | ||
при максимальной грузоподъемности | ||
минимальный | ||
1.1.4. Высота подъема (СТ СЭВ 723-77) м: | То же, по вертикали | |
при максимальном вылете | ||
максимальная | ||
1.1.5. Глубина опускания (СТ СЭВ 723-77), м | Размер обслуживаемой зоны по вертикали | |
1.1.6. Колея (СТ СЭВ 723-77), м | Установочный размер | |
1.1.7. База (СТ СЭВ 723-77), м | То же | |
1.1.8. Группа режима (ГОСТ 25546-82) | Режим эксплуатации | |
1.1.9. Задний габарит (СТ СЭВ 723-77), м | Пространство, характеризующее приближение к возводимому зданию кранов с поворотной башней | |
1.2. Показатели производительности | ||
1.2.1. Скорость подъема-опускания (СТ СЭВ 723-77), м/мин: | - | |
груза максимальной массы | - | |
опускания крюковой подвески максимальная | - | - |
1.2.2. Скорость плавной посадки груза максимальной массы (СТ СЭВ 723-77), м/мин | - | |
1.2.3. Скорость передвижения грузовой тележки (СТ СЭВ 723-77), м/мин | - | |
1.2.4. Скорость передвижения крана (СТ СЭВ 723-77), м/мин | - | |
1.2.5. Время полного изменения вылета (СТ СЭВ 723-77), мин (с) | - | - |
1.2.6. Частота вращения (СТ СЭВ 723-77), об/мин (мин | - | Быстродействие при повороте крана |
1.3. Показатели компактности и транспортабельности | ||
1.3.1. Нагрузка на колесо в транспортном положении (СТ СЭВ 723-77), кН | Приспособленность к транспортированию | |
1.3.2. Ширина в транспортном положении, м | - | То же |
1.3.3. Высота в транспортном положении, м | - | " |
1.3.4. Длина в транспортном положении, м | - | " |
1.3.5. Дорожный просвет, м | - | " |
1.3.6. Трудоемкость монтажа (демонтажа) крана, чел.-ч | - | " |
1.3.7. Возможность мобильной перевозки крана (с частичной разборкой) | - | " |
1.4. Показатели массы и опорных нагрузок | ||
1.4.1. Конструктивная масса крана (СТ СЭВ 723-77), т | - | Показатель технического уровня крана |
1.4.2. Удельная масса, кг/т·м | - | Материалоемкость |
1.4.3. Расчетная нагрузка от колеса на рельс, кН | - | Показатель для выбора крановых путей |
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||
2.1. Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (ГОСТ 27.003-83), ч (машино-час, моточас) | Долговечность | |
2.2. Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч (машино-час, моточас) | - | То же |
2.3. Установленная безотказная наработка (ГОСТ 27.003-83), ч (машино-час, моточас) | Безотказность | |
2.4. Наработка на отказ (ГОСТ 27.002-83), ч | То же | |
2.5. Коэффициент технического использования (ГОСТ 27.003-83) | Надежность | |
2.6. Средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.-ч | - | То же |
2.7. Удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний (ГОСТ 27.003-83) чел.-ч/ч | Ремонтопригодность | |
2.8. Удельная трудоемкость каждого технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) чел.-ч/ч | - | То же |
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ | ||
3.1. Удельная установленная мощность, Вт/т·м | - | - |
3.2. Удельный расход энергии на условный цикл, кВт/ч | - | Энергетическая экономичность в эксплуатации |
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
4.1. Гигиенические показатели | ||
4.1.1. Уровень звука (СТ СЭВ 541-77), (ГОСТ 23941-79), дБА | - | Комфортность условий эксплуатации по шуму |
4.1.2. Предельный спектр (ПС) вибрации (ГОСТ 12.1.012-78), (СТ СЭВ 1932-79), дБ | - | Комфортность условий эксплуатации по вибрации |
4.1.3. Освещенность на рабочих поверхностях приборов управления (рукояток, кнопок), лк | - | Уровень освещенности |
4.1.4. Температура воздуха в кабине, °С | - | Уровень температуры |
4.1.5. Скорость воздуха на рабочем месте, м/с | - | - |
4.2. Показатели удобства управления | ||
4.2.1. Внутренние габариты кабины: | - | Удобства работы |
площадь пола, м | ||
высота в свету, м | ||
4.2.2. Усилия на органах управления, Н: | Соответствие конструкции физическим возможностям человека | |
рычагах | - | |
педалях | - | |
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
5.1. Общая эстетическая оценка, балл | - | - |
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||
6.1. Удельная трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205-83) чел.-ч | - | Затраты труда на изготовление |
6.2. Удельная энергоемкость (изготовления), кВт·ч на приведенный показатель | - | То же |
7. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ | ||
7.1. Коэффициент применяемости, % | Показатель унификации внутри одного проекта крана | |
7.2. Коэффициент межпроектной унификации, % | Показатель унификации между различными проектами кранов | |
8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
8.1. Показатель территориального распространения | Патентная чистота | |
8.2. Показатель патентной защиты, % | Патентная защита | |
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
9.1. Экономический эффект от применения одной машины в течение года, руб. | - | - |
9.2. Лимитная цена, руб. | - | - |
Примечание. Основные показатели набраны полужирным шрифтом.
1.2. Алфавитный перечень показателей качеств кранов приведен в справочном приложении 1.
1.3. Пояснения терминов показателей, не установленных действующими государственными стандартами, приведены в справочном приложении 2.
1.4. При нескольких грузоподъемных механизмах значения показателей 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2 указываются для каждого механизма.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КРАНОВ
2.1. В табл.2 применительно к различным типам кранов устанавливается применяемость показателей для различных нормативных и конструкторских документов.
Таблица 2
Применяемость по типам кранов | Применяемости в НТД | ||||||||||||
с балочной стрелой | с подъемной стрелой | ||||||||||||
Номер показа- | Перед- | При- | Само- | Перед- | При- | Само- | ТЗ на НИР*, ГОСТ ОТТ | Стандарты (кроме ОТТ) общих техни- | ТЗ на ОКР* | ТУ** | КУ | ||
Непо- | Пово- | Непо- | Непо- | Непо- | Пово- | Непо- | Непо- | ||||||
1.1.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | + | + | + | + |
1.1.3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.1.5 | + | ± | + | - | + | + | + | - | - | ± | ± | ± | ± |
1.1.6 | + | + | - | - | + | + | - | - | - | ± | ± | ± | ± |
1.1.7 | + | + | - | - | + | + | - | - | - | - | ± | - | - |
1.1.8 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | ± | ± | - |
1.1.9 | - | + | - | - | - | + | - | - | - | ± | ± | ± | ± |
1.2.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.2.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
1.2.3 | + | + | + | + | - | - | - | - | - | ± | ± | ± | ± |
1.2.4 | + | + | - | - | + | + | - | - | - | ± | ± | ± | ± |
1.2.5 | - | - | - | - | + | + | + | + | - | ± | - | ± | ± |
1.2.6 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
1.3.1 | - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | - | ± | - | - |
1.3.2 | - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - |
1.3.3 | - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - |
1.3.4 | - | ± | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - |
1.3.5 | - | + | - | - | - | ± | - | - | - | ± | - | ± | - |
1.3.6 | + | + | - | - | ± | + | - | - | - | - | ± | + | - |
1.3.7 | ± | + | - | - | ± | + | - | - | - | - | ± | + | + |
1.4.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | ± | + | + |
1.4.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.4.3 | + | + | - | - | + | + | - | - | - | ± | - | ± | - |
2.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | + | - | + | - |
2.3 | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | - | - | + | - |
2.4 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + |
2.5 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | - | ± | ± |
2.6 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | - |
2.7 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
2.8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - |
3.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | ± | ± | + |
3.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
4.1.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
4.1.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± |
4.1.3 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± | - | - | - |
4.1.4 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ± | - | ± |
4.1.5 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | - |
4.2.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
4.2.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | ± | - | + |
5.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± |
6.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | - |
6.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + |
7.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | + |
7.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | + |
8.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± |
8.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | ± |
9.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | ± | - | ± |
9.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | ± |
________________
* Набор показателей определяется спецификой соответствующих исследований или ОКР.
** Допускается ссылка на государственные стандарты.
Примечание. Знак "+" означает обязательную применяемость; знак "-" - неприменяемость; знак "±" - ограниченную применяемость.
2.2. Разработчиком документа могут быть дополнительно включены показатели, которые отражают особенности конструкции и области использования, а также комплексные показатели, рассчитанные на основе приведенных в табл.1, либо исключен ряд показателей, не имеющих существенного значения для конкретного типа крана, в зависимости от особенностей конструкции или в соответствии с требованиями потребителя (заказчика).
2.3. Допускается применять измененные наименования показателей, обусловленные спецификой конструкции и не искажающие содержания соответствующих показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА БАШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ
Наименование показателя | Номер показателя по табл.1 |
База | 1.1.7 |
Возможность мобильной перевозки крана (с частичной разборкой) | 1.3.7 |
Время полного изменения вылета | 1.2.5 |
Вылет максимальный | 1.1.3 |
Вылет минимальный | 1.1.3 |
Вылет при максимальной грузоподъемности | 1.1.3 |
Высота в транспортном положении | 1.3.3 |
Высота подъема максимальная | 1.1.4 |
Высота подъема при максимальном вылете | 1.1.4 |
Габарит задний | 1.1.9 |
Габариты кабины внутренние | 4.2.1 |
Глубина опускания | 1.1.5 |
Грузоподъемность максимальная | 1.1.2 |
Грузоподъемность при максимальном вылете | 1.1.2 |
Группа режима | 1.1.8 |
Длина в транспортном положении | 1.3.4 |
Колея | 1.1.6 |
Коэффициент межпроектной унификации | 7.2 |
Коэффициент применяемости | 7.1 |
Коэффициент технического использования | 2.5 |
Масса крана конструктивная | 1.4.1 |
Масса удельная | 1.4.2 |
Момент грузовой | 1.1.1 |
Мощность удельная установленная | 3.1 |
Нагрузка на колесо в транспортном положении | 1.3.1 |
Нагрузка от колеса на рельс расчетная | 1.4.3 |
Наработка на отказ | 2.4 |
Наработка установленная безотказная | 2.3 |
Освещенность на рабочих поверхностях приборов управления (рукояток, кнопок) | 4.1.3 |
Оценка общая эстетическая | 5.1 |
Показатель патентной защиты | 8.2 |
Показатель территориального распространения | 8.1 |
Просвет дорожный | 1.3.5 |
Расход энергии удельный на условный цикл | 3.2 |
Ресурс гамма-процентный до первого капитального ремонта или до списания | 2.1 |
Ресурс установленный до первого капитального ремонта | 2.2 |
Скорость воздуха на рабочем месте | 4.1.5 |
Скорость передвижения грузовой тележки | 1.2.3 |
Скорость передвижения крана | 1.2.4 |
Скорость плавной посадки груза максимальной массы | 1.2.2 |
Скорость подъема груза максимальной массы | 1.2.1 |
Скорость опускания крюковой подвески максимальная | 1.2.1 |
Спектр вибрации (ПС) предельный | 4.1.2 |
Температура воздуха в кабине | 4.1.4 |
Трудоемкость ежесменного технического обслуживания средняя оперативная | 2.6 |
Трудоемкость изготовления удельная | 6.1 |
Трудоемкость каждого технического обслуживания удельная | 2.8 |
Трудоемкость монтажа (демонтажа) крана | 1.3.6 |
Трудоемкость технических обслуживаний удельная суммарная оперативная | 2.7 |
Уровень звука | 4.1.1 |
Усилия на органах управления | 4.2.2 |
Цена лимитная | 9.2 |
Частота вращения | 1.2.6 |
Ширина в транспортном положении | 1.3.2 |
Энергоемкость (изготовления) удельная | 6.2 |
Эффект экономический от применения одной машины в течение года | 9.1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КРАНОВ
Наименование показателя качества | Номер показателя по табл.1 | Пояснение |
Грузовой момент | 1.1.1 | При переменном значении грузового момента указывается максимальное значение грузового момента базового исполнения крана |
Скорость подъема-опускания груза максимальной массы | 1.2.1 | При возможности переключения передач в редукторе или изменения кратности грузового полиспаста значение может указываться для каждой из передач или кратности |
Скорость подъема-опускания крюковой подвески максимальная | 1.2.1 | Указывается максимальное значение при заданной кратности полиспаста, оговоренной в термине |
Длина в транспортном положении | 1.3.4 | Для мобильных кранов, перевозимых на подкатных тележках в составе автопоезда |
Удельная масса | 1.4.2 | Отношение конструктивной массы крана соответствующего исполнения (без учета инвентарных транспортных и монтажных устройств и элементов подъемника машиниста) к грузовому моменту и высоте подъема того же исполнения крана |
Расчетная нагрузка от колеса на рельс | 1.4.3 | Значение, определяемое расчетом, с учетом нормативных и случайных нагрузок по отраслевой НТД (РД 22-166-86) |
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания | 2.1 | Для кранов, капитальный ремонт которых не предусмотрен, этот показатель дается до списания. Под часом (машино-часом, моточасом) принимается время работы крана, когда работает хотя бы один из его рабочих механизмов |
Удельная установленная мощность | 3.1 | Отношение установленной мощности, как сумма номинальных мощностей электродвигателей (рабочих механизмов), которые могут работать одновременно, к грузовому моменту, высоте подъема груза и скорости подъема груза максимальной массы |
Предельный спектр вибрации | 4.1.2 | Понимается уровень вибрации в различных октавных полосах |
Температура воздуха в кабине | 4.1.4 | Измеряется в центре кабины на высоте 1 м от пола |
Общая эстетическая оценка | 5.1 | Включает в себя показатели, характеризующие композиционную целостность формы, функциональную целесообразность формы, товарный вид машины |
Показатель территориального распространения | 8.1 | Отношение числа стран, по которым изделие обладает патентной чистотой, к суммарному числу основных стран-изготовителей и стран вероятного экспорта и продажи лицензий на изделие |
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1987