allgosts.ru03.100 Организация фирм и управление ими. Системы менеджмента03 УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ

ГОСТ Р 52614.9-2013 Менеджмент устойчивого развития. Структура управления устойчивым развитием бизнес-кластеров

Обозначение:
ГОСТ Р 52614.9-2013
Наименование:
Менеджмент устойчивого развития. Структура управления устойчивым развитием бизнес-кластеров
Статус:
Действует
Дата введения:
12.01.2014
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
03.100.99

Текст ГОСТ Р 52614.9-2013 Менеджмент устойчивого развития. Структура управления устойчивым развитием бизнес-кластеров


ГОСТ Р 52614.9-2013



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Менеджмент устойчивого развития

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ БИЗНЕС-КЛАСТЕРОВ

Framework for managing sustainable development in business districts



ОКС 03.100.99

Дата введения 2014-12-01



Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Институт безопасности труда" (АНО "ИБТ") при участии Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2328-ст

4 Настоящий стандарт идентичен документу IWA 9:2011* "Структура управления устойчивым развитием бизнес-кластеров" (IWA 9:2011 "Framework for managing sustainable development in business districts").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Предисловие к IWA 9:2011

Международная организация по стандартизации (ISO) представляет собой всемирное объединение национальных органов стандартизации (членов ISO). Техническая работа, как правило, осуществляется техническими комитетами ISO. Все члены ISO имеют право быть в них представленными. Международные организации, государственные и негосударственные, также принимают участие в работе совместно с ISO.

Для того чтобы реагировать на экстренные требования рынка, ISO установила возможность подготовки документов посредством семинаров вне структур комитетов ISO. Эти документы публикуются ISO как Соглашения международных семинаров. Предложение о проведении семинара может последовать из любого источника и подлежит утверждению Техническим управляющим совета ISO, который также назначает члена ISO для содействия лицу, внесшему предложение, в организации подобного семинара. Соглашения международных семинаров утверждаются общим согласием участников данных семинаров. Несмотря на то что допускается наличие конкурирующих Соглашений международных семинаров по одному и тому же вопросу, Соглашение международного семинара не может противоречить существующим стандартам ISO и Международной электротехнической комиссии (IEC).

Соглашение международного семинара пересматривают по истечении трех лет. При этом решают, будет ли Соглашение одобрено на последующие три года, или передано в технический комитет ISO для ревизии, или аннулировано. Отвечает за это член ISO, назначенный Техническим управляющим совета. В случае одобрения Соглашения международного семинара, через три года его снова пересматривают, в результате чего оно будет либо подвергнуто ревизии соответствующим техническим комитетом ISO, либо аннулировано.

Необходимо обратить внимание на то, что некоторые элементы настоящего документа могут подпадать под действие патентного права. ISO не несет ответственности за идентификацию любого или всех этих прав.

Соглашение международного семинара IWA 9 было принято в январе 2010 г. на семинаре в Париже (Франция), проведенном парижским деловым кварталом Ла-Дефанс совместно с Ассоциацией стандартизации Франции (AFNOR), и одобрено в октябре 2010 г. в Пекине (Китай) на семинаре, организованном Пекинским центральным деловым районом.

Введение

Настоящий стандарт устанавливает основу:

- менеджмента устойчивого развития в уже существующих и новых бизнес-кластерах и их различных элементах;

- совершенствования вклада бизнес-кластеров в устойчивость и устойчивое развитие;

- оценки работы бизнес-кластеров в содействии устойчивому развитию в соответствии с настоящим стандартом.

Настоящий стандарт не устанавливает критерии или ожидаемые уровни результативности в отношении экономических, экологических и социальных аспектов и влияния бизнес-кластеров.

В настоящее время разрабатываются методы оценки вклада антропогенной среды (зданий и сооружения) в устойчивость и устойчивое развитие. Эти разработки были вызваны следующим:

- признанием влияния антропогенной среды на экономику, общество и окружающую среду;

- увеличением внимания к устойчивости и устойчивому развитию во всех секторах, в частности в строительном;

- необходимостью удовлетворения требованиям рынка по установлению отличий между различными антропогенными средами и их деятельностью, процессами и услугами на основании измеренных экономических, экологических и социальных показателей и соответствующих аспектов и влияния;

- переходом от измерения отдельных показателей результативности к более комплексному набору экономических, экологических и социальных соображений и

- признанием выгоды проактивных добровольных мер, разработанных в стандартах ИСО.

Показатели устойчивости и базовый набор показателей для антропогенной среды лежат в основе комплекса стандартов ИСО, предназначенных для решения особых проблем и аспектов устойчивости в отношении строительных работ в рамках антропогенной среды. Проблема устойчивого развития является глобальной и, таким образом, охватывает все сообщества и все затронутые и заинтересованные стороны. Потребности настоящего и будущего определяют степень внимания к экономическим, экологическим и социальным аспектам в процессе устойчивого развития.

Антропогенная среда является ключевым элементом для определения качества жизни и способствует культурному своеобразию и наследию. Таким образом, она представляет собой важный фактор в оценке качества среды, в которой живет и работает общество.

Особую важность для устойчивого развития имеет строительный сектор, поскольку:

- он является ключевым сектором в национальных экономиках;

- он в значительной степени связан со снижением уровня бедности через основные экономические и социальные услуги, предоставляемые в антропогенной среде, и потенциальными возможностями работы для бедных слоев населения в строительстве, эксплуатации и обслуживании;

- это один из крупнейших промышленный секторов, который, принося выгоду и обеспечивая занятость населения, потребляет значительное количество ресурсов и в результате оказывает влияние на экономические и социальные условия и окружающую среду;

- он создает антропогенную среду, которая представляет существенную часть экономических активов физических лиц, организаций и стран, обеспечивая общества физической и функциональной средами;

- он предлагает возможность демонстрации улучшения в отношении своего экономического, экологического и социального влияния.

В течение своего жизненного цикла антропогенная среда в пределах бизнес-кластера потребляет большое количество ресурсов и способствует трансформации бизнес-кластера и его окружения в центр накопления капитала. Это может привести к значительным экономическим и социальным последствиям и воздействию на окружающую среду и здоровье человека.

В то время как проблема устойчивого развития является глобальной, так стратегии решения проблем устойчивости в бизнес-кластере являются во многом локальными и, соответственно, могут различаться контекстом и содержанием в зависимости от региона. Эти стратегии будут отражать контекст, предварительные условия, приоритеты и потребности не только в антропогенной среде, но и в социальной. Последняя предполагает социальную справедливость, культурную идентичность и традиции, наследие, здоровье человека, безопасность, комфорт и социальную структуру, как, например, снижение уровня бедности и создание рабочих мест.

Настоящий стандарт определяет структуру управления устойчивым развитием в уже существующих и новых бизнес-кластерах. Применение такой структуры поможет достичь необходимую техническую результативность при минимуме неблагоприятного экономического, экологического и социального влияния. При этом поощряется анализ экономических, социальных и культурных аспектов, что может привести к улучшению (уменьшить неблагоприятное влияние) на локальном, региональном и глобальном уровне. Настоящий стандарт учитывает общие принципы, представленные в ИСО 15392, ИСО 26000, и положения стандартов об охране окружающей среды, подготовленные ИСО/ТК 207.

Для управления устойчивым развитием в пределах бизнес-кластера необходимо измерить последствия потенциальных и фактических изменений. Результативность изменений измеряют с помощью количественных, качественных и описательных показателей. Такие показатели позволяют упростить и представить в легкой для понимания и использования форме информацию о таких сложных явлениях, как экономические, экологические и социальные последствия (влияния).

Показатели должны быть количественными, простыми и информативными.

С помощью показателей могут также ставиться цели. Показатели позволяют осуществлять мониторинг изменений, происходящих со временем в бизнес-кластере, а также изменений процесса достижения намеченных целей. Что касается принятия решений, показатели обладают важной функцией выявления тенденций.

Разработку и выбор показателей необходимо начинать с определения основных участников функционирования бизнес-кластера и их потребностей. Показатели устойчивости бизнес-кластера необходимы для принятия решений ряду затронутых и заинтересованных сторон, включая:

- разработчиков, строителей и владельцев бизнес-кластеров, строений или любых других видов сооружений в бизнес-кластере;

- проектировщиков и градостроителей;

- подрядчиков;

- административные и регулирующие органы;

- арендаторов и управляющих недвижимостью;

- участников функционирования бизнес-кластера, в том числе посетителей, постоянно проживающих лиц и работников.

Показатели устойчивости необходимы бизнес-кластерам для принятия решений в области проектирования, строительства и содержания сооружений и для указания общественности и заказчикам, осуществляющим деятельность, процессы и оказание услуг в бизнес-кластере, общего экономического, экологического и социального влияния (последствий).

Показатели, а также их наборы и системы, необходимые для формирования перечня требований, оценки и представления вклада бизнес-кластера в устойчивое развитие, могут быть применены для достижения различных целей. Например, их использование может способствовать следующему:

- проектированию и принятию решений во время стадии планирования бизнес-кластера (например, проектирование с учетом требований сохранения окружающей среды, проектирование с учетом требований устойчивости);

- разработке и использованию методов оценки и систем сертификации (например, маркировка);

- демонстрации показателей деятельности бизнес-кластера (например, маркетинг);

- определению и подтверждению требований, связанных с закупками (например, с устойчивыми закупками);

- мониторингу и оценке достижения целей по истечении времени (например, непрерывное улучшение);

- принятию ответственности за воздействие на экономику, общество и окружающую среду и

- пояснению деятельности и результатов, обусловленных ответственностью в отношении экономики, общества и окружающей среды (например, отчетность по устойчивости).

1 Область применения

В настоящем стандарте представлена структура управления устойчивым развитием в бизнес-кластере, включая оценку, сравнение и улучшение показателей деятельности бизнес-кластера. Стандарт также обозначает и описывает факторы, которые необходимо учитывать при развитии и оценке экономических, экологических и социальных показателей деятельности в новых и уже существующих бизнес-кластерах.

Настоящий стандарт может быть использован для сравнения и оценки результативности бизнес-кластеров в соответствии с приведенными в стандарте положениями.

Настоящий стандарт не устанавливает критериев или ожидаемых уровней результативности в отношении последствий (влияний) деятельности бизнес-кластеров.

Настоящий стандарт предназначен для использования совместно и в соответствии с принципами, установленными в ИСО 15392, ИСО 26000 и стандартами об охране окружающей среды, подготовленными ИСО/ТК 207 (см. пункт 4).

2 Нормативные ссылки

Следующие стандарты являются обязательными для применения данного стандарта*. Для датированных ссылок применяется только цитированное издание, для недатированных - последнее издание документа (включая все поправки).

________________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .

ISO 6707-1 Строительство зданий и гражданское строительство - Словарь - Часть 1: Общие термины (ISO 6707-1:2004 Building and civil engineering - Vocabulary - Part 1: General terms)

ISO 14050 Управление окружающей средой - Словарь (ISO 14050:2009. Environmental management - Vocabulary)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями (некоторые взяты из ИСО 6707-1, ИСО 14050):

3.1 затронутая и заинтересованная сторона (affected and concerned party): Лицо или организация, заинтересованная в бизнес-кластере (см. 3.8) или любом из его объектов (см. 3.10).

Примечания

1 Интерес включает в себя финансовую заинтересованность и может быть постоянным или временным, как, например, интерес посетителя.

2 Адаптировано из ИСО 15686-10:2010, пункт 3.30.

3.2 доступ к услугам (access to services): Наличие и доступность услуг внутри и за пределами бизнес-кластера (3.8).

Примечания

1 Услуги могут включать бытовое обслуживание, транспорт, парковку, развлечения, здравоохранение, водоснабжение, энергоснабжение, управление отходами и т.д.

2 Адаптировано из ИСО 15392:2008, пункт 3.1.

3.3 доступность (accessibility): Возможность свободного проникновения в какое-либо пространство.

Примечания

1 Требования к доступности (доступу) различаются в зависимости от потребностей участника функционирования бизнес-кластера (3.26) и действий, предпринятых во время жизненного цикла (3.16) бизнес-кластера (3.8) и его объектов (3.10), например, во время общественных мероприятий, строительных работ, обслуживания и свертывания бизнес-кластера.

2 "Свободное использование бизнес-кластеров и их объектов" будет относиться к требованиям в доступности, касающихся участников функционирования бизнес-кластера с ограниченными физическими возможностями.

3 Адаптировано из ИСО 6707-1:2004, пункт 9.3.80.

3.4 отчетность (accountability): Состояние ответственности за решения и действия организаций, руководящих органов, органов правовой защиты и, в более широком смысле, затронутых и заинтересованных сторон (3.1) в бизнес-кластере (3.8).

Примечание - Адаптировано из ИСО 26000:2010, пункт 2.1.

3.5 аспект (aspect): Элемент деятельности бизнес-кластера (3.8), продукт или услуга, относящийся/-аяся к его жизненному циклу (3.16), который/-ая может взаимодействовать с экономикой, обществом или окружающей средой.

Примечания

1 Пример экономического аспекта - это наличие проектного финансирования.

2 Пример социального аспекта - это использование медицинских услуг.

3 Пример экологического аспекта - это выбросы парниковых газов.

3.6 актив (asset): Целое здание, строение, единица строительных работ или их система, элемент или часть.

[ИСО 15686-10:2010, пункт 3.1]

3.7 антропогенная среда (built environment): Собрание физических объектов, созданных человеком или возникших вследствие его деятельности, на определенной территории или в определенном регионе.

Примечания

1 При рассмотрении в целом, антропогенная среда, как правило, включает строения, наружные работы (ландшафтные участки), инфраструктуру и другие строительные работы в пределах рассматриваемой территории.

2 Основано на определении "окружающей среды", приведенном в ИСО 6707-1.

[ИСО 15392:2008, пункт 3.5]

3.8 бизнес-кластер (business district): Антропогенная среда (см. 3.7), состоящая из владений смешанного использования, большинство которых (по любым критериям) являются офисами, характеризующимися повышенной занятостью и, как правило, большим потоком людей и товара.

Примечания

1 Бизнес-кластер обычно располагается либо в центре города, либо на его окраине.

2 Смешанное использование обычно включает в себя использование владений в учебных, жилых, офисных, торговых и развлекательных целях.

3 Концентрация многоэтажных зданий является типичной чертой бизнес-кластера, расположенного в центре города, обладающего высокой плотностью населенности.

4 В настоящем стандарте промышленная зона не считается бизнес-кластером.

3.9 орган управления бизнес-кластером (business district authority): Организация, уполномоченная и подотчетная за развитие структуры управления, а также ответственная за экономические, экологические и социальные последствия деятельности бизнес-кластера (см. 3.8).

Примечание - Орган управления бизнес-кластером может быть представлен отдельным лицом, федеральным, государственным/региональным или местным правительством, государственным/региональным органом или органами развития или группой жителей/владельцев/участников функционирования бизнес-кластера.

3.10 объект (facility): Физическое устройство, служащее определенной цели.

Примечания

1 Объектом может быть часть здания, целое здание или какое-то их количество; объект может включать сопутствующие сооружения (такие, как дороги, пешеходные дорожки), которые, взятые в целом, обладают одной определенной функцией (см. 3.11).

2 Термин охватывает и сам/-и физический/-ие предмет/-ы и его/их предназначение.

[ИСО 15686-10:2010, пункт 3.8]

3.11 функция (function): Цель или деятельность участников функционирования бизнес-кластера (см. 3.26), а также затронутых и заинтересованных сторон (см. 3.1), для которых был создан, которыми используется или должен быть использован бизнес-кластер (см. 3.8) или один из активов (см. 3.6) или объектов (см. 3.10).

3.12 функциональное требование (functional requirement): Функциональность (см. 3.13), требуемая затронутыми и заинтересованными сторонами (см. 3.1) в бизнес-кластере (см. 3.8), определенном объекте (см. 3.10), здании или любом другом построенном активе (см. 3.6) в рамках бизнес-кластера или в движимом активе для выполнения определенной функции (см. 3.11).

Примечание - Адаптировано из ИСО 15686-10:2010, пункт 3.12.

3.13 функциональность (functionality): Соответствие или пригодность для определенной цели или деятельности.

[ИСО 15686-10:2010, пункт 3.13]

3.14 влияние (impact): Экономическое, социальное или экологическое изменение, благоприятное или неблагоприятное, целиком или частично вызванное аспектом (см. 3.5).

Примечания

1 Пример экономического влияния - отмена финансированного проекта.

2 Пример социального влияния - исключение медицинских услуг.

3 Пример экологического влияния - изменение климата или загрязнение земли.

3.15 показатель (indicator): Количественная, качественная или описательная мера, показательная для одной или более сфер влияния (см. 3.14).

Примечания

1 Адаптировано из ИСО 14040:2006, пункт 3.40; ИСО/TO 14061:1998, пункт 2.6.3.

_________________

ИСО/ТО 14061:1998 отменен.

2 Периодическая оценка и мониторинг с использованием показателей могут отобразить направление любого влияния.

3 Показатели, определенные в ИСО 14031 и относящиеся к экологической результативности, могут быть использованы в качестве ссылок.

3.16 жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные этапы рассматриваемого объекта.

Примечания

1 При рассмотрении экологического влияния (см. 3.14) и экологических аспектов (см. 3.5) жизненный цикл включает все этапы - от получения сырья или добычи природных ресурсов до окончательного удаления отходов.

2 При рассмотрении экономического влияния (см. 3.14) и экономических аспектов (см. 3.5) в отношении затрат жизненный цикл включает все этапы - от строительства до снятия с эксплуатации. Период анализа может отличаться от жизненного цикла, см. ИСО 15686-5.

3 При рассмотрении социального влияния (см. 3.14) и социальных аспектов (см. 3.5) в отношении затрат жизненный цикл включает все этапы - от строительства до снятия с эксплуатации. Период анализа может отличаться от жизненного цикла, см. ИСО 15686-5.

4 Адаптировано из ИСО 15392:2008, пункт 3.15.

3.17 оценка жизненного цикла (life-cycle assessment): Сбор данных и оценивание затрат, результатов деятельности и потенциального экологического влияния (см. 3.14) деятельности, процессов и услуг бизнес-кластера (см. 3.8) или их комбинации на протяжении его жизненного цикла (см. 3.16).

Примечание - Адаптировано из ISO 14040:2006, пункт 3.2.

3.18 стоимость жизненного цикла (life-cycle costs): Общая стоимость деятельности, процессов или услуг бизнес-кластера (см. 3.8) или их комбинации в течение его жизненного цикла (см. 3.16) при выполнении любых требований результативности (см. 3.21).

Примечания

1 Стоимость жизненного цикла может включать в себя затраты на планирование, проектирование, приобретение, эксплуатацию, техническое обслуживание и ликвидацию за вычетом остаточной стоимости.

2 Адаптировано из ИСО 15686-1:2011, пункт 3.11.

3.19 оценка стоимости жизненного цикла (life-cycle costing): Методология систематического экономического оценивания стоимости жизненного цикла (см. 3.18) в течение периода анализа и в согласованном объеме.

Примечание - Оценка стоимости жизненного цикла может относиться к анализируемому периоду, который охватывает весь жизненный цикл (3.16) или выбранный/-ые этап/-ы или периоды жизненного цикла, представляющие интерес.

[ИСО 15686-5:2008, пункт 3.1.8]

3.20 результативность (performance): Способность выполнять требуемые функции (см. 3.11) согласно своему назначению в условиях эксплуатации или поведение во время эксплуатации.

Примечание - Результативность касается бизнес-кластеров (см. 3.8) как систем, включая их деятельность, процессы, услуги и взаимодействия, а также соответствующую значимость каждого требования в достижении результативности (см. 3.21).

3.21 требования к результативности (performance requirement): Требуемая или ожидаемая результативность (см. 3.20) бизнес-кластера (см. 3.8) в достижении установленной цели.

Примечание - Адаптировано из ИСО 6707-1:2004, пункт 9.1.16.

3.22 гибкость (resilience): Адаптивная способность организации в сложной и меняющейся обстановке.

Примечания

1 Гибкость - это способность организации сопротивляться влиянию какого-либо события или способность возвращаться к приемлемому уровню результативности за приемлемый период времени после попадание* под влияние какого-либо события.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

2 Гибкость - это способность системы сохранять свои функции и структуру, вопреки внутренним и внешним изменениям, и прекращать функционирование цивилизованно по мере необходимости.

[ASIS SPC.1-2009, пункт D.50]

3.23 срок службы (service life): Период времени после монтажа (установки), в течение которого объект (см. 3.10) или некоторые его составляющие части удовлетворяет/-ют или превышает/-ют требования к результативности (см. 3.21).

Примечание - Адаптировано из ИСО 15686-10:2010, пункт 3.28.

3.24 устойчивость (sustainability): Состояние, в котором элементы экосистемы и их функции сохраняются в течение нынешнего и будущих поколений.

Примечания

1 Устойчивость - это цель устойчивого развития (см. 3.25). Устойчивость может быть результатом применения концепции устойчивого развития.

2 В контексте бизнес-кластера (см. 3.8) устойчивость характеризует то, как деятельность, процессы или оказываемые в бизнес-кластере услуги содействуют сохранению элементов и функций экосистемы для будущих поколений.

3 В то время как проблема устойчивости является глобальной, стратегии решения проблем устойчивости в бизнес-кластере являются во многом локальными и, соответственно, могут различаться по контексту и содержанию в зависимости от региона.

4 Элементы экосистемы включают в себя растения и животных, а также людей и физическую обстановку. В отношении людей учитывают баланс ключевых элементов человеческих потребностей: экономических, экологических, социальных и культурных условий для существования общества.

5 Адаптировано из ИСО 15392:2008, пункт 3.20.

3.25 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности.

Примечания

1 Устойчивое развитие касается всех ресурсов, обеспечивая улучшенное качество жизни для настоящего и будущих поколений. Устойчивое развитие также направлено на избавление от бедности и отдает приоритет нуждам бедных слоев населения.

2 Адаптировано из ИСО 15392:2008, пункт 3.21.

3.26 участник функционирования бизнес-кластера (user): Организация или физическое лицо, которая/-ое использует или планирует использовать здание или другое сооружение, расположенное в бизнес-кластере (см. 3.8)

Примечания

1 Это определение касается любых физических или юридических лиц, использующих бизнес-кластер или один из его объектов (см. 3.10), таких, как житель, посетитель или участник стороны, заинтересованной в объекте.

2 Адаптировано из ИСО 15686-10:2010, пункт 3.34.

4 Принципы и концепция устойчивости и устойчивого развития бизнес-кластера

4.1 Принципы

4.1.1 Общие положения

В целях эффективного руководства устойчивым развитием бизнес-кластера необходимо иметь основу для принятия решений и линию поведения. Настоящий стандарт устанавливает принципы, используемые в качестве основы для достижения этого результата.

Примечание - Принципы приведены в алфавитном, а не в приоритетном порядке.

При развитии менеджмента и его проведении с целью получения устойчивых экологических, экономических и социальных показателей деятельности орган управления бизнес-кластером должен рассмотреть вопрос о применении следующих принципов при осуществлении внутреннего менеджмента.

4.1.2 Отчетность

Этот принцип предусматривает отчетность бизнес-кластера о его влиянии на общество и окружающую среду.

4.1.3 Прозрачность

Данный принцип предполагает открытость решений и действий, влияющих на общество, экономику и окружающую среду, и готовность сообщать эту информацию ясно, аккуратно, своевременно, честно и в полном объеме.

Примечание - При рассмотрении устойчивости строений, гражданского строительства и других строительных работ, принцип прозрачности касается информации о продукции, а также о процессах принятия решений. Для достижения этой цели возможно потребуется установить требования к анализу соответствующей документации.

4.1.4 Ответственность

Данный принцип охватывает социальную ответственность за действия, осуществляемые отдельными лицами или группами лиц, независимо от возможных юридических или финансовых последствий.

Примечания

1 Развитие местного квалифицированного персонала и потенциала организаций способствует устойчивости бизнес-кластера.

2 Для получения дополнительной информации о социальной ответственности см. ИСО 26000.

4.1.5 Долгосрочное рассмотрение

Данный принцип включает в себя анализ кратко-, средне- и долгосрочных последствий при принятии решений.

При этом анализируют, как минимум, следующее:

- результативность с течением времени (способность выполнять функции на определенном уровне в процессе этапа использования);

- интеллектуальный жизненный цикл (учет последствий выбора, сделанного на одном этапе жизненного цикла, во время другого этапа);

- наследие (учет влияния развития). Наследие может распространяться далеко за пределы физических границ рассматриваемого строительства.

Примечание - Наследие может быть физическим (например, здания, структура), экологическим (например, экологическая польза или ущерб), социальным (например, культурное наследие, навыки, повышение потенциала) или экономическим (например, занятость населения, экономический рост).

4.1.6 Холистический подход

Для рассмотрения и оценки аспектов устойчивости бизнес-кластера применяют холистический подход, который предполагает учет всех существенных моментов, имеющих отношение к устойчивости.

Холистический подход затрагивает все аспекты устойчивости на протяжении жизненного цикла бизнес-кластеров.

4.1.7 Справедливость

Данный принцип означает сбалансированный и объективный учет этики отношений между поколениями, регионами и внутри общества, включая охрану окружающей среды, экономическую эффективность и социальные потребности.

4.1.8 Глобальное мышление и локальное действие

Данный принцип предполагает рассмотрение глобальных последствий локальных действий исходя из местных и региональных проблем. Это значит, что:

- при выполнении действий на местном уровне учитывают их глобальные значимость и последствия;

- при установлении и применении глобальных стратегий учитывают последствия на местном уровне, актуальность (уместность), требования и ресурсы.

4.1.9 Вовлеченность затронутых и заинтересованных сторон

Данный принцип означает анализ вклада и требований затронутых и заинтересованных сторон в соответствии с их сферами ответственности и сроками участия.

4.1.10 Предусмотрительность и менеджмент риска

В соответствии с принципом предупреждения и смягчения воздействий предусмотрительность предполагает предотвращение риска посредством менеджмента риска:

- предусмотрительность (предотвращение рисков): следуя принципу предупреждения, влияние на будущие поколения рассматривают как основу для анализа потенциальных рисков и предотвращения их возникновения;

Примечание - Перспективу освоения новых технологий или новой продукции оценивают с учетом предупреждения последствий и недопущения неоправданного ущерба инновациям.

- менеджмент риска (менеджмент идентифицированных рисков): менеджмент риска представляет собой совокупность скоординированных мероприятий, включая оценку риска, управление риском, принятие риска и информирование о риске.

4.1.11 Непрерывное улучшение

Данный принцип касается улучшения всех аспектов устойчивости, относящихся к развитию и менеджменту бизнес-кластера. Это включает экономическую, экологическую и социальную результативность бизнес-кластера и затрагивает методы оценки, контроля, мониторинга и обмена информации.

4.2 Концепция устойчивости и выгоды

4.2.1 Концепция устойчивости

При разработке показателей деятельности в экологической, экономической и социальной сфере и осуществлении менеджмента этих сфер орган управления бизнес-кластером (см. 3.9) должен стремиться к следующему:

- совершенствованию бизнес-кластера и антропогенной среды, повышению стоимости земли бизнес-кластера и его коммерческой ценности; общению с секторами, взаимодействующими с бизнес-кластером и содействующими ему (согласно целям и в соответствующих случаях), например, с сектором недвижимости, финансовым, страховым, транспортным, строительным и т.д.;

- снижению негативного воздействия и одновременно к увеличению ценности, причем воздействие и ценность могут быть оценены любой комбинацией трех основных аспектов устойчивости;

Примечание 1 - Понятие "ценность" включает в себя результативность, однако является по существу намного шире и не должно быть использовано исключительно в значении "экономической ценности".

- поощрению проактивного и совместного, с участием населения, подхода;

- стимулированию инноваций;

- содействию экономическому росту, т.е. увеличению объема продукции;

- примирению противоречивых интересов или требований, возникающих из краткосрочного и долгосрочного планирования и принятия решений, например выполнение инновационного финансового планирования и менеджмента;

- содействию инновациям через сотрудничество и обмен идеями в бизнес-кластере;

- содействию и поощрению образования кластеров подобных бизнесов;

Примечание 2 - Образование бизнес-кластеров может происходить в сфере информационных технологий, электронных банковских услуг и т.д.

- содействию перспективным условиям развития, сохранению и накоплению знаний, необходимых для бизнес-кластеров: исследовательских центров, университетов, центров тестирования продуктов, лабораторий и т.д.

4.2.2 Выгоды устойчивости

Применение концепции устойчивости при развитии и менеджменте бизнес-кластера может принести многочисленные выгоды на глобальном и местном уровне, включая следующее:

- большую отдачу от инвестиции;

- создание особого места и связанного с ним "чувства места" у жителей бизнес-кластера;

- содействие повышению производительности и удовлетворенности работников;

- возможности для накопления капитала;

- улучшение реагирования на изменение собственного состояния;

- расширение местного биоразнообразия;

- уменьшение выбросов парниковых газов.

Примечания

1 Увеличение использования возобновляемых ресурсов.

2 Информацию о других выгодах устойчивости можно найти в "Повестке дня на XXI век".

________________

"Повестка дня на XXI век" - Программа, принята в Рио-де-Жанейро на Конференции Организации Объединённых Наций по Окружающей среде и Развитию в 1992 году (прим. разработчика - АНО "ИБТ").

4.3 Свойства и функции бизнес-кластеров

4.3.1 Общие положения

Свойства и функции каждого бизнес-кластера являются уникальными. Однако все бизнес-кластеры могут рассматриваться как:

- отдельное пространство развития, а также объединенная группа зданий и гражданских сооружений;

- место для работы, проживания и общения; и

- сочетание различных видов деятельности и услуг в процессе их функционирования.

Жизненный цикл бизнес-кластера или его элементов, как правило, значительно короче, чем у других антропогенных сред.

4.3.2 Отдельное пространство развития и объединенная группа зданий и гражданских сооружений, образующие антропогенную среду

Бизнес-кластер можно рассматривать как объединенный набор зданий и гражданских сооружений, образующих обособленную антропогенную среду. Развитие, функционирование и совершенствование бизнес-кластера должно рассматриваться в контексте имеющегося жизненного цикла, который включает в себя планирование, проектирование, строительство, эксплуатацию, техническое обслуживание и завершающий этап, например реконструкцию, повторное использование или демонтаж.

Примечание - Дополнительную информацию о планировании срока службы в антропогенной среде можно найти в серии стандартов ИСО 15686.

4.3.3 Место для работы, проживания и общения

В течение жизненного цикла делового окру* бизнес-кластера необходимо обратить внимание на способы обеспечения участников его функционирования соответствующими условиями труда, проживания, учебы, досуга и другими социально-культурными мероприятиями.

__________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - .

Кроме этого, необходимо учитывать технические и функциональные требования, а также поведение затронутых и заинтересованных сторон. Они составляют основу для оценки результативности бизнес-кластера.

Примечание - Поведение затронутых и заинтересованных сторон может быть определено с помощью периодических анализов.

4.3.4 Набор различных видов деятельности и услуг в действии

В течение этапа эксплуатации жизненного цикла бизнес-кластера затронутым и заинтересованным сторонам доступны различные виды деятельности и услуг наряду с соответствующими условиями труда, проживания, образования, здравоохранения, досуга, безопасности и т.д.

Необходимо учитывать экономическое, экологическое и социальное влияние данных видов деятельности и услуг.

5 Планирование устойчивого бизнес-кластера

5.1 Миссия, концепция и ценности

Орган управления бизнес-кластером (см. 3.9), ответственный за развитие и менеджмент бизнес-кластера (см. 3.8), должен сначала установить миссию, концепцию развития и набор основополагающих ценностей. Они необходимы для того, чтобы позволить участникам органа управления бизнес-кластером и затронутым и заинтересованным сторонам (см. 3.1) понять цель формирования, его перспективы на будущее и базовые ценности, используемые им в своей предпринимательской деятельности.

5.2 Системная граница

В планировании бизнес-кластера должно быть дано четкое указание системной границы.

Настоящий стандарт применяют для определенного пространства развития, а также деятельности и услуг, осуществляемых в данном пространстве, где орган управления бизнес-кластером имеет контроль и влияние. Это включает:

- здания, например, офисные, жилые, торговые, учебные, культурные, развлекательные и любые другие типы зданий, расположенные в бизнес-кластере;

- соответствующие службы поддержки, снабжения и техобслуживания;

- инфраструктуру, включая различные типы гражданских сооружений, например подъездные дороги или полосы, станции и средства общественного транспорта, туннели и сети подземной коммуникации, парковочное пространство для автомобилей, транзитные и складские зоны для товаров, зеленые зоны.

В пространстве развития, рассматриваемом в качестве бизнес-кластера (см. 3.8) и отдельно от других типов кластеров, антропогенная среда должна отвечать следующим требованиям:

а) плотность (общая площадь) офисных зданий по отношению к другим типам зданий имеет значение более 50%; и

b) общая площадь, занимаемая офисами, по отношению к общей земельной площади имеет значение более 50%; или

c) количество офисных сотрудников больше общего количества людей других затронутых и заинтересованных сторон (жителей, посетителей, покупателей и т.п.), находящихся под влиянием и/или контролем органа управления бизнес-кластером.

Примечание - Важно избежать повторного учета людей, т.е. работники, являющиеся также жильцами или покупателями, учитываются только как офисные служащие.

Орган управления бизнес-кластером должен учитывать взаимодействие (способное повлиять на устойчивость) с находящимися по соседству городами или другими типами антропогенных сред.

5.3 Цели

Орган управления бизнес-кластером (см. 3.9) должен стремиться к достижению следующих целей:

- обеспечение безопасных, комфортабельных и стимулирующих условий труда и жизнедеятельности на территории, находящейся под его влиянием внутри и за пределами бизнес-кластера;

- содействие устойчивому развитию (и как всеобъемлющей экономически эффективной политике, и как операционной цели), которое должны осуществлять все затронутые и заинтересованные стороны (см. 3.1) на соответствующем уровне своей ответственности/деятельности в бизнес-кластере;

- демонстрация того, что устойчивое развитие является не только достижимым, но и приносит существенную отдачу бизнес-кластеру и всем затронутым и заинтересованным сторонам в экономическом, экологическом и социальном аспекте;

- осуществлять лидерство на определенной территории с использованием подхода устойчивого развития, который может быть воспроизведен в других антропогенных средах.

5.4 Стратегия устойчивости бизнес-кластера

Для достижения целей, изложенных в пункте 5.3, орган управления бизнес-кластером (см. 3.9) должен совместно с затронутыми и заинтересованными сторонами (см. 3.1) разработать стратегию устойчивости, что приведет к:

- идентификации ключевых экологических, социальных и экономических аспектов и воздействий;

- идентификации целей и задач экономического, экологического и социального улучшения;

- разработке и внедрению эффективных процедур планирования и контроля;

- сбору информации о стратегиях устойчивости других бизнес-кластеров, установлению критериев и их использованию для постоянного улучшения;

- поощрению систем планирования антропогенной среды и инфраструктуры, которые объединяют принципы и практику устойчивого проектирования;

- учету возможных воздействий (последствий) незапланированных событий, в том числе случайных и чрезвычайных; для этого разрабатывают планы реагирования на такие события, которые минимизируют вероятность возникновения воздействий и смягчают любые возможные последствия;

- учету сценариев обновления и завершения функционирования элементов бизнес-кластера или района в целом при разработке стратегии устойчивого развития.

5.5 Планирование ресурсов

Орган управления бизнес-кластера (см. 3.9) должен гарантировать наличие ресурсов, необходимых для развития, внедрения, мониторинга и совершенствования стратегии устойчивости бизнес-кластера (см. 5.4), например финансовых, человеческих, технологических и операционных ресурсов.

5.6 Организация

Структура менеджмента, осуществляемого органом управления бизнес-кластера (см. 3.9), включая его роли, ответственности и схему организационной структуры, должна быть четко определена, документально оформлена и оглашена для того, чтобы содействовать эффективному менеджменту.

Должен быть сформирован постоянный комитет по менеджменту устойчивого развития (см. 6.2.2) для проведения экспертиз и обеспечения поддержки внедрения стратегии устойчивого развития бизнес-кластера (см. 5.4).

Комитет по менеджменту устойчивого развития обязан содействовать благоприятному не дискриминационному и совместному стилю менеджмента; поощрять наращивание потенциала, карьерный рост и безопасные, благоприятные и стимулирующие условия труда для увеличения производительности, обеспечения дохода от трудового капитала и улучшения благосостояния затронутых и заинтересованных сторон.

5.7 Руководство

5.7.1 Роль руководства

Руководство способствует мобилизации затронутых и заинтересованных сторон (см. 3.1) и разъясняет степень их сотрудничества и поддержки в разработке стратегий, принятии решений, менеджменте и мониторинге их реализации.

Данное сотрудничество может привести к более эффективной организационной и институциональной структуре, повышению ответственности и улучшению экономической эффективности.

Затронутые и заинтересованные стороны должны вместе установить собственное руководство и участвовать во всех стадиях процесса принятия решений в течение всего жизненного цикла бизнес-кластера.

5.7.2 Участие соответствующих затронутых и заинтересованных сторон на всех стадиях разработки проекта

Орган управления бизнес-кластером (см. 3.9) должен стремиться привлекать, когда это необходимо, все соответствующие затронутые и заинтересованные стороны в принятие решений, относящихся к бизнес-кластеру.

5.8 Первоначальный анализ

Существующий бизнес-кластер, который стремится разработать и реализовать стратегию устойчивого развития в соответствии со стратегией устойчивости бизнес-кластера (см. 5.4), должен сначала проанализировать уровень собственной результативности, в частности состояние экономических, экологических и социальных аспектов, а также воздействия, и использовать полученные результаты как первый шаг в процессе постоянного совершенствования.

Данный анализ должен проводиться по пяти основным направлениям:

- определение того, относятся ли экономические, экологические и социальные аспекты к постоянной деятельности бизнес-кластера или к исключительным обстоятельствам, как, например, экстремальным погодным условиям или чрезвычайным ситуациям и несчастным случаям;

- определение правовых и других требований, применимых в бизнес-кластере;

- исследование существующих экономического, экологического и социального опыта и процедур, в том числе связанных с закупками и договорной деятельностью;

- оценивание предыдущих чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев;

- определение роли и положения затронутых и заинтересованных сторон в менеджменте бизнес-кластера.

Инструменты и методы осуществления анализа в зависимости от рода деятельности могут включать в себя вопросники, проведение интервью, прямую проверку и измерение, результаты предыдущих интервью.

В анализе должны быть количественные и качественные данные, на основе которых может быть проведена экспертиза воздействия/-ий, установлены контрольные показатели, приняты корректирующие меры и мониторинг.

6 Структура применения принципов устойчивости и устойчивого развития бизнес-кластера

6.1 Политика устойчивого развития

Совместно с затронутыми и заинтересованными сторонами (см. 3.1) орган управления бизнес-кластера (см. 3.9) должен установить, внедрить и поддерживать политику (или политики), связанные с устойчивым развитием. Эта политика должна утверждать приверженность организации достижению (совершенствованию) устойчивого развития бизнес-кластера и его различных видов деятельности и услуг.

Орган управления бизнес-кластера совместно с затронутыми и заинтересованными сторонами должен гарантировать, что связанная с устойчивым развитием политика (или политики):

- является подходящей для данной территории в экономическом, экологическом и социальном контексте бизнес-кластера и имеет дело с задачами развития;

- учитывает существенные экономические, экологические и социальные воздействия, связанные с деятельностью и услугами, оказываемыми бизнес-кластером;

- имеет четко определенные область действия и границы;

- включает в себя обязательства:

способствовать постоянному улучшению;

предоставлять информацию и все необходимые ресурсы для достижения целей и задач;

отдавать предпочтение, при необходимости или по возможности, в приеме на работу лиц, живущих в бизнес-кластере или на близлежащих территориях;

пользоваться товарами и услугами местного происхождения при условии, что это не причиняет ущерба стратегии бизнес-кластера;

соответствовать юридическим, договорным и прочим требованиям в отношении политики (или политик) устойчивого развития бизнес-кластера;

- предоставляет структуру для установления и анализа целей и задач;

- документально оформлена, внедрена, поддерживается и доведена до сведения всех лиц, работающих в интересах и от имени бизнес-кластера;

- постоянно пересматривается и обновляется;

- является доступной для затронутых и заинтересованных сторон.

6.2 Планирование для достижения устойчивости

6.2.1 Общие положения

В качестве первого шага в процессе планирования в существующем бизнес-кластере комитет по менеджменту устойчивого развития должен представить органу управления бизнес-кластером (см. 3.9) рекомендации по улучшению, основанные на выводах первоначального анализа (см. 5.8). В новом бизнес-кластере значение первоначального анализа может быть не существенное.

6.2.2 Комитет по менеджменту устойчивого развития

Комитет по менеджменту устойчивого развития должен быть координационным центром устойчивого развития в бизнес-кластере. Члены комитета по менеджменту устойчивого развития должны быть репрезентативными в отношении всех затронутых и заинтересованных сторон (см. 3.1), должны иметь к ним доступ или обладать коллективной компетенцией в области устойчивого развития.

Для выполнения своей миссии комитет по менеджменту устойчивого развития должен учитывать:

а) политику устойчивого развития (см. 6.1); итоги первоначального анализа (см. 5.8), при необходимости;

b) стратегию устойчивости бизнес-кластера (см. 5.4) и выгоды для бизнес-кластера и его различных элементов от осуществления политики и стратегии;

c) необходимость повышения осведомленности, развития собственности и содействия совместной поддержке;

d) необходимость накопления потенциала на каждом уровне менеджмента в бизнес-кластере и у соответствующих затронутых и заинтересованных сторон.

Комитет по менеджменту устойчивого развития, чтобы избежать расхождений и несоответствий, должен проанализировать политики устойчивого развития затронутых и заинтересованных сторон и сообщить об этом в орган управления бизнес-кластером. Комитет должен также:

- установить в бизнес-кластере критерии для устойчивого функционирования и содержания;

- разработать директиву устойчивого менеджмента системы снабжения в соответствии со стратегией устойчивости бизнес-кластера (см. 5.4);

- проводить регулярные анализы и оценки влияния устойчивого развития бизнес-кластера и предлагать, при необходимости, соответствующие корректирующие меры;

- гарантировать информационную прозрачность в соответствии с политикой (политиками).

6.2.3 Подход Планирование - Осуществление - Проверка - Действие для бизнес-кластера

Комитет по менеджменту устойчивого развития (см. 6.2.2) должен разработать подход Планирование - Осуществление - Проверка - Действие (Plan-Do-Check-Act, далее - PDCA) и следовать ему на основе нижеприведенной схемы:

Подход PDCA можно кратко описать следующим образом:

- планирование: определение целей и процессов, необходимых для достижения результатов, в соответствии с политикой (или политиками) устойчивого развития организации;

- осуществление: внедрение процессов;

- проверка: мониторинг и оценка процессов по отношению к политике (или политикам) устойчивого развития, целям, задачам, юридическим и прочим требованиям и результатам докладов;

- действие: выполнение действий для непрерывного улучшения результативности устойчивого развития.

6.2.4 Экономические, социальные и экологические аспекты

Комитет по устойчивому менеджменту (см. 6.2.2) должен идентифицировать все экономические, экологические и социальные аспекты (см. 3.5) и определить, подпадают ли они под его контроль и влияние или являются незапланированными. Аспекты могут быть связаны с одной или несколькими нижеперечисленными характеристиками (характеристики приведены в алфавитном, а не в приоритетном порядке):

- доступ к услугам;

- доступность;

- эстетика, в том числе обусловленная природным и культурным наследием;

- выбросы в атмосферу и выбросы в почву или воду;

- выработка энергии;

- уровень энергоэффективности;

- генерация и сброс отходов;

- уровни защищенности и общественной безопасности;

- увеличенные возможности трудоустройства;

- внутренние условия;

- поток капитала и других ресурсов, например дополнительных инвестиций и кадровых ресурсов;

- использование земли;

- эксплуатация экосистемы;

- применение вредных и/или опасных веществ;

- использование природных ресурсов;

- уровень благосостояния и комфорта.

Комитет по менеджменту устойчивого развития должен оценить влияния, связанные с вышеперечисленными аспектами, для того чтобы определить, какие из них представляют значительный риск и должны приниматься во внимание при разработке, реализации, поддержании и совершенствовании стратегии устойчивости бизнес-кластера (см. 5.4).

6.2.5 Юридические и прочие требования

Комитет по менеджменту устойчивого развития (см. 6.2.2) должен определить правовые и другие требования, которые бизнес-кластер обязуется выполнять, проанализировать способы их выполнения в экономическом, экологическом и социальном аспектах и составить отчет для органа управления бизнес-кластером.

Орган управления бизнес-кластером (см. 3.9) должен обеспечить учет вышеупомянутых требований во время установления, внедрения и поддержания стратегии устойчивости бизнес-кластера.

6.2.6 Цели и задачи устойчивости

Орган управления бизнес-кластером должен определить цели и задачи для выполнения своих обязательств в отношении устойчивого развития и достижения целей, содержащихся в его политике (или политиках) устойчивого развития (см. 6.1).

Процесс установления и анализа целей и реализации программ для их достижения предоставляет органу управления бизнес-кластером систематическую основу, с помощью которой орган управления может улучшить результативность в некоторых сферах, одновременно сохраняя уровень результативности в других. Как результативность менеджмента, так и операционная результативность могут быть достигнуты путем установления целей.

Измеримые показатели результативности должны быть использованы как в качестве основы для отслеживания прогресса в достижении целей и задач, так и для постоянного улучшения. Показатели должны быть объективными, проверяемыми, воспроизводимыми и подходящими для деятельности, продукции и услуг бизнес-кластера. Кроме этого, они должны соответствовать стратегии устойчивости бизнес-кластера (см. 5.4), а также быть практичными, экономичными и технологически осуществимыми.

Характер, качество и доступность информации, полученной благодаря показателям, зависят от этапа жизненного цикла, на котором происходит исследование интересующих вопросов.

Показатели могут использоваться отдельно или совместно, хотя опыт показывает, что в последнем случае они намного более эффективны. Затронутые и заинтересованные стороны (см. 3.1) должны всегда учитываться при использовании показателей.

Примерный перечень экономических (см. 6.4.1), экологических (см. 6.4.2) и социальных показателей (см. 6.4.3) приведен ниже.

Примечание - Для получения дополнительной информации о показателях, смотрите ИСО 14031 и ИСО 21929-1.

__________________

В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14031-2001, идентичный действующему международному стандарту ISO 14031:1999.

В настоящее время действует международный стандарт ISO 21929-1:2011. Соответствующий национальный стандарт отсутствует.

6.3 Внедрение стратегии устойчивости бизнес-кластера

Комитет по менеджменту устойчивого развития (см. 6.2.2) должен осуществлять мониторинг значимых экономических, социальных и экологических аспектов (см. 3.5) в бизнес-кластере в соответствии с политикой (или политиками) устойчивого развития бизнес-кластера (см. 6.1), а также целями и задачами устойчивости (см. 6.2.6), разработанными органом управления бизнес-кластером (см. 3.9).

Методы контроля могут включать в себя использование иерархии, политики или физических изменений, процедурной или административной документации, или культурных, или социальных изменений, в зависимости от условий.

Для внедрения стратегии устойчивости бизнес-кластера комитет по менеджменту устойчивого развития может, по мере необходимости, разработать политики, относящиеся к документации, ее хранению, проведению внутренних аудитов и т.д.

6.4 Мониторинг и анализ результативности устойчивого развития

Комитет по менеджменту устойчивого развития должен периодически проводить мониторинг и измерения результативности бизнес-кластера в отношении устойчивого развития для обеспечения соответствия политике, целям и задачам, которые он разработал, а также любым правовым и другим требованиям, которым он должен отвечать. Отчеты по оценке и измерениям должны сохраняться и быть доступными.

Комитет по менеджменту устойчивого развития должен пересматривать стратегию устойчивого развития через запланированные интервалы времени. Комитет должен убедиться, что стратегия остается эффективной в поддержании устойчивости бизнес-кластера. Данную информацию комитет, по мере необходимости, может использовать в качестве основы для постоянного совершенствования стратегии и анализа политики, целей и задач. Записи об анализе менеджмента и его итогах должны быть сохранены для последующего использования.

Приложение А
(справочное)


Примеры элементов для разработки показателей

В таблицах с А.1 по А.3 представлен ориентировочный перечень, на основе которого комитет по менеджменту устойчивого развития может разработать полноценные соответствующие и необходимые показатели.

Таблица А.1 - Экологические показатели

Аспект

Цели

Задачи

Прог-
раммы

Показа-
тели

Менед-
жмент устойчи-
вости

Мони-
торинг и изме-
рение

Энергия

Управление общим энергопотреблением в бизнес-кластере

Представление плана менеджмента энергии для бизнес-кластера

Управление энергопотреблением в жилых зданиях

Снижение потребления энергии для отопления, бытовой горячей воды и неспецифических целей

Снижение характерного потребления энергии (бытовая техника)

Управление энергопотреблением в офисных зданиях

Снижение потребления энергии для отопления, бытовой горячей воды, специфических и характерных целей в общественных и частных офисных зданиях

Управление энергопотреблением для нужд инфраструктуры (уличное освещение)

Снижение потребления энергии для городского освещения

Уменьшение светового загрязнения ночью

Усиление требований к тепловой и электрической энергии, обеспечиваемой возобновляемыми источниками энергии

Производство тепловой и электрической энергии с использованием централизованных возобновляемых источников энергии (наличие отопительной сети, централизованное производство зеленого электричества)

Вода

Сохранение запасов воды и снижение потребления питьевой воды

Сохранение местных запасов воды и обеспечение их долгосрочной устойчивости

Уменьшение количества утечек в системе водоснабжения

Восстановление дождевой воды

Снижение потребления питьевой воды в жилых зданиях

Снижение потребления питьевой воды в общественных и частных торговых зданиях

Снижение потребления питьевой воды на озелененных территориях

Введение мотивирующих программ для снижения потребления питьевой воды

Оптимизирование управления дождевой водой для снижения риска наводнений и уровня выбросов в систему и развитие структуры города

Снижения риска наводнений

Использование воды для развития структуры города

Поощрение раздельной очистки дождевой и сточной воды

Оптимизирование управления дождевой водой для снижения риска затопления и скорости сброса в систему и развитие структуры города

Разработка решений для сохранения и использования дождевой воды на уровне бизнес-кластера

Оптимизирование управления сточной водой

Утилизация сточной воды

Очистка сточной воды путем использования природных процессов

Утилизация бытовой сточной воды

Отходы

Ограничение и сортировка отходов строительных площадок

Переработка отходов строительных площадок

Ограничение заражения почвы

Очищение зараженной почвы

Уменьшение выработки отходов до их сбора

Уменьшение количества отходов, отправляемых в очистные сооружения

Повторное использование переработанных материалов

Утилизация органических отходов

Утилизация органических отходов бизнес-кластера посредством компостирования

Содействие сортировке мусора и утилизации органических отходов

Продвижение переработки материалов

Разработка решений для достижения высоких степеней утилизации и переработки

Облегчение использования систем сортировки мусора

Содействие сортировке вторичного сырья через поощрение экологически чистой деятельности

Достижение высоких степеней утилизации и переработки отходов упаковки и обычных промышленных отходов (DIB)

Уменьшение загрязнения, вызванного сбором отходов

Уменьшение загрязнения (выбросов углекислого газа, шума, запахов), вызванного сбором отходов

Мобильность

Снижение потребности в передвижении

Ограничение ежедневных поездок на работу и обратно

Продвижение использования общественного транспорта

Прогнозирование потребностей в общественном транспорте

Размещение доступных и удобных станций (остановок) общественного транспорта в бизнес-кластере

Информирование затронутых и заинтересованных сторон о доступных услугах общественного транспорта

Планирование систем общественного транспорта с высоким уровнем обслуживания

Сокращение объемов использования частного транспорта

Предложение альтернативных решений в случаях, когда общественный транспорт недоступен

Снижение объемов использования частного транспорта

Снижение количества парковок в нежилых зданиях

Снижение количества парковок в жилых зданиях

Снижение количества парковок на развивающихся территориях

Снижение количества парковок на общественных территориях

Поощрение автостоянок совместного пользования

Оценка доли индивидуальных транспортных средств в общей структуре транспорта с течением времени

Снижение влияния доставки товаров

Продвижение экологически безвредного топлива для транспорта (сжиженных углеводородных газов, электроэнергии, газа из органических отходов)

Использование альтернативного топлива для транспорта

Развитие инфраструктуры электротранспорта

Продвижение альтернативных видов транспорта по отношению к индивидуальным транспортным средствам

Информирование затронутых и заинтересованных сторон о доступных альтернативных транспортных услугах

Стимулирование совместного использования автомобилей

Поддержка экологически чистых транспортных решений, например использование велосипедов

Содействие передвижению пешком

Городские

Восстановление пустырей

Создание бизнес-кластера на городском пустыре (загрязненном или незагрязненном месте)

Биологическое разнообразие

Защита существующего биологического разнообразия

Снижение вторжения в существующие леса и сельскохозяйственные угодья

Разработка общего плана сохранения экологически уязвимых зон (биотопов, биологического разнообразия, экосистем)

Защита существующих зеленых насаждений, водно-болотных угодий и биологического разнообразия

Создание доступных озелененных территорий

Охрана существующего биологического разнообразия во время строительства

Создание охранных природных зон биологического разнообразия и вод

Применение и стимулирование услуг развития экосистемы

Создание садов и огородов

Создание и сохранение биологического разнообразия и зеленых территорий

Управление биологическим разнообразием за длительный период времени

Создание и внедрение планов по управлению биологическим разнообразием

Снижение рисков и популяризация безопасности труда и охраны здоровья в бизнес-кластере

Снижение загрязнений (NOx, SOx, пыли фракции РМ10 и т.д.) атмосферного воздуха

industriels banals (французский) - обычные промышленные отходы (прим. разработчика - АНО "ИБТ").



Таблица А.2 - Экономические показатели

Аспект

Цели

Задачи

Прог-
раммы

Пока-
затели

Менед-
жмент устойчи-
вости

Мони-
торинг и изме-
рение

Городские структуры

Стимулирование создания и поддержания высококачественной антропогенной среды

Поддержка в бизнес-кластере его согласованности с городом и с соседними с городом территориями

Стимулирование реконструкций зданий

Установление и поддержание соответствующих связей между бизнес-кластером и близлежащими застроенными территориями

Обеспечение согласованности между общественным и частным территориями*

Открытие высококачественного пропускного пункта в бизнес-кластер для обеспечения оптимальной связи между территориями

Экостроительство

Биоклиматическое проектирование зданий (оптимизация зданий для получения максимума природного тепла и освещения и снижения потребностей в охлаждении)

Снижение потребности в искусственном освещении

Учет природного тепла и снижение потребляемой тепловой энергии

Уменьшение поглощения тепла, эффекта "теплового острова" и потребности в охлаждении

Экопроектирование зданий и инфраструктуры (низкое потребление энергии, качество здоровья, углеродный отпечаток использованных материалов)

Содействие использованию местных строительных материалов

Содействие использованию переработанных материалов

Содействие повторному использованию на месте материалов, полученных от земляных работ

Содействие использованию сертифицированной древесины

Предоставление благоприятных условий труда и проживания

Создание и продвижение строительства привлекательных зданий

Уменьшение рисков и содействие здоровью и безопасности

Создание общественных пространств, стимулирующих низкое потребление энергии

Снижение уязвимости к воздействию природных катастроф

Снижение уязвимости к технологическим рискам

Экономический

Оптимизирование экономической эффективности

Обеспечение согласованности с развитием местной инфраструктуры: содействие многофункциональности, устойчивому созданию рабочих мест на всех этапах жизненного цикла бизнес-кластера, разработке новых видов деятельности

Прогнозирование и управление экономическим влиянием бизнес-кластера

Обеспечение актуальности финансового блока

Обеспечение актуальности финансового блока

Применение целей, направленных на результат, при управлении затратами

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - .


Таблица А.3 - Социальные показатели

Аспект

Цели

Задачи

Прог-
раммы

Пока-
затели

Менед-
жмент устойчи-
вости

Мони-
торинг и изме-
рение

Городские

Повышение многофункциональности

Стимулирование развития разнообразия применения в бизнес-кластере

Экостроительство

Экопроектирование зданий и инфраструктуры (низкое потребление энергии, качество здоровья, углеродный отпечаток использованных материалов)

Содействие применению низкоуглеродистых материалов или материалов с малым влиянием и высоким качеством в отношении здоровья человека в течение жизненного цикла

Проектирование зданий, удобных для жильцов

Содействие высокому качеству воздуха во внутренних пространствах

Содействие акустическому комфорту во внутренних пространствах

Снижение рисков и содействие безопасности труда и охраны здоровья

Содействие акустическому комфорту вне зданий

Социальные и общественные

Поощрение социальной сплоченности

Взаимодействие с окружающими муниципалитетами

Усиление социальных связей

Содействие повышению качества и безопасности в общественных местах

Содействие доступности, высокому качеству и удобству услуг

Содействие социальному и функциональному смешению

Поощрение наличия представителей различных поколений

Учет данных по стране

Содействие городской сплоченности

Введение новых образов мышления и действия на всех этапах жизненного цикла бизнес-кластера

Введение новых схем руководства

Обеспечение полного участия затронутых и заинтересованных сторон

Привлекать, слушать и решать; стимулирование участия жителей

Обеспечение участия работников и жильцов

Информирование и обучение затронутых и заинтересованных сторон, улучшение местной культуры

Создание информационного и совещательного центра для затронутых и заинтересованных сторон

Распространение информации и повышение осведомленности всех затронутых и заинтересованных сторон

Обучение профессионалов

Гарантирование достижения целей

Легализация экологических, социальных и экономических целей

Оценка результативности менеджмента устойчивого развития и его внедрение

Оценка результативности бизнес-кластера

Обмен опытом и его использование в качестве основы для совершенствования практики и бенчмаркинга

Улучшение результативности и предотвращение проектного отклонения

Введение инновационных решений

Приложение ДА
(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации



Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного документа

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ISO 6707-1:2004

*

ISO 14050

IDT

ГОСТ Р ИСО 14050-2009. Менеджмент окружающей среды. Словарь

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного документа. Перевод данного документа находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия документов:

- IDT - идентичные документы.

__________________

В настоящее время действует международный стандарт ISO 14050:2009.

Действующий национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14050-2009 идентичен международному стандарту ISO 14050:2009.

Библиография

[1]

ISO 14001, Environmental management systems - Requirements with guidance for use

[2]

ISO 14020, Environmental labels and declarations - General principles

[3]

ISO 14021, Environmental labels and declarations - Self-declared environmental claims (Type II environmental labelling)

[4]

ISO 14024, Environmental labels and declarations - Type I environmental labelling - Principles and procedures

[5]

ISO 14025, Environmental labels and declarations - Type III environmental declarations - Principles and procedures

[6]

ISO 14031, Environmental management - Environmental performance evaluation - Guidelines

[7]

ISO 14040:2006, Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework

[8]

ISO/TR 14061:1998, Information to assist forestry organizations in the use of Environmental Management System standards ISO 14001 and ISO 14004

[9]

ISO 14064-1, Greenhouse gases - Part 1: Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals

[10]

ISO 14067, Carbon footprint of products

[11]

ISO 15392:2008, Sustainability in building construction - General principles

[12]

ISO 15686-1:2011, Buildings and constructed assets - Service life planning - Part 1: General principles and framework

[13]

ISO 15686-5:2008, Buildings and constructed assets - Service-life planning - Part 5: Life-cycle costing

[14]

ISO 15686-10:2010, Buildings and constructed assets - Service life planning - Part 10: When to assess functional performance

[15]

ISO 21929-1, Sustainability in building construction - Sustainability indicators - Part 1: Framework for the development of indicators and a core set of indicators for buildings

[16]

ISO 26000:2010, Guidance on social responsibility

[17]

ISO 50001, Energy management systems - Requirements with guidance for use

[18]

ASIS SPC.1-2009, Organizational Resilience: Security, Preparedness, and Continuity Management Systems - Requirements with guidance for use

[19]

Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future (http://www.un-documents.net/wced-ocf.htm), published as Annex to General Assembly document A/42/427, Development and International Cooperation: Environment (http://www.undocuments.net/a42-427.htm), August 2, 1987

[20]

World Health Organization (WHO) Drinking Water Guidelines (http://www.who.int/water_sanitation_health/dwq/guidelines/en/index.html)

________________

Аннулирован.

В процессе подготовки.

УДК 658:562.014:006.352

ОКС 03.100.99

Ключевые слова: менеджмент устойчивого развития бизнес-кластера; структура менеджмента устойчивого развития бизнес-кластера; орган управления бизнес-кластером; комитет по менеджменту устойчивого развития; стратегия устойчивости бизнес-кластера; устойчивость; концепция устойчивости; устойчивое развитие; политика устойчивого развития; принципы управления устойчивым развитием; планирование для достижения устойчивости




Электронный текст документа
и сверен по:

, 2014

Превью ГОСТ Р 52614.9-2013 Менеджмент устойчивого развития. Структура управления устойчивым развитием бизнес-кластеров