ГОСТ 12.1.020-79
Группа Т58
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ШУМ
Метод контроля на морских и речных судах
Occupational safety standards system.
Noise. Method of control for sea and river ships
Дата введения 1980-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 августа 1979 г. N 3163
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.89 N 4463
ИЗДАНИЕ (апрель 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС 10-85, 1-88)
Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее - местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.
Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.
Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.
Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена среднеквадратическим отклонением результата измерения.
1.2. Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.
Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.
1.3. В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука
На серийных судах допускается в качестве основной измеряемой величины принимать уровень звука
Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.
Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах част
от.
1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ
2.1. Аппаратура
2.1.1. Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.
Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81 и ГОСТ 12.1.026-80*, ГОСТ 12.1.027-80**, ГОСТ 12.1.028-80***.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51401-99.
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51400-99.
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.
Измерительная аппаратура должна соответствовать 1-му или 2-му классу точности.
2.1.2. Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.
2.1.1, 2.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2. Условия проведения измерений
2.2.1. В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:
режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);
производственном режиме.
2.2.2. Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля ±3°), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.
2.2.3. На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом и производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.
2.2.4. Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.
Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.
Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.
2.2.5. В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.
Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.
На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.
2.2.1-2.2.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2.6. На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3. Проведение измерений
2.3.1. В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3.2. В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.
2.3.3. В машинных отделениях площадью до 15 м
2.3.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.
2.3.5. В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 м
Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ·А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик
.
2.3.6. В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.
2.3.7. При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.
Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.
При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.
2.3.8. При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30° к оси потока.
2.3.9. При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.
2.3.3-2.3.9. (Измененная редакция, Изм. N 2).
3. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
3.1. Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1.1. (Исключен, Изм. N 2).
3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:
наименование и тип судна;
номер проекта и порядковый номер в серии;
наименование организации-проектанта и завода-строителя;
год постройки судна, порт приписки;
дату проведения испытаний;
наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;
данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);
информацию о загрузке судна;
сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;
перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);
оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;
дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).
К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3. Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.
((Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4. (Исключен, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ПОПРАВКИ ДЛЯ УЧЕТА УРОВНЯ ПОМЕХ
(п.6.3 СТАНДАРТА ИСО 2923-75)
Разность между уровнем шума и уровнем помех, дБ | Поправки к результатам измерений, дБ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ 12.1.020-79
ТРЕБОВАНИЯМ СТ СЭВ 5710-86
ГОСТ 12.1.020-79 | СТ СЭВ 5710-86 | ||
Пункт | Содержание требований | Пункт | Содержание требований |
|
Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Введено дополнительно, Изм. N 2).
Текст документа сверен по:
Система стандартов безопасности труда:
Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001