ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р
71785—
2024
Экологический менеджмент
ОЦЕНКА КЛИМАТИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Руководящие указания
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2024
ГОСТ Р 71785—2024
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Кэпт Налоги и Консультирование» (ООО «Кэпт Налоги и Консультирование») совместно с Федеральным государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 ноября 2024 г. № 1660-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
©Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТ Р 71785—2024
Содержание
1 Область применения..................................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................................1
3 Термины и определения...............................................................2
4 Принципы...........................................................................8
5 Порядок оценки климатической результативности..........................................8
6 Контекст организации................................................................11
7 Приверженность смягчению последствий климатических изменений.........................11
8 Общие требования к этапам оценки климатической результативности........................12
Приложение А (рекомендуемое) Примеры подходов к выбору показателей оценки климатической результативности........................................................19
Приложение Б (справочное) Выбор показателей оценки климатической результативности.........20
Приложение В (рекомендуемое) Требования к экспертам по верификации......................23
Библиография........................................................................24
III
ГОСТ Р 71785—2024
Введение
В настоящем стандарте установлена процедура оценки климатической результативности, которая позволяет организациям измерять, оценивать и подготавливать заявления о своей климатической результативности посредством использования ключевых показателей эффективности, основанных на достоверной и верифицируемой информации. Необходимость объективной оценки усилий компаний по управлению выбросами парниковых газов и другими климатическим аспектам обусловлена:
- развитием национального углеродного регулирования в части сокращения выбросов парниковых газов, предусмотренного Климатической доктриной Российской Федерации [1] и Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов [2];
- формированием рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке отчетности об устойчивом развитии [3], рекомендаций Банка России по раскрытию нефинансовой информации [4] и [5], а также требований к публичной отчетности организаций, регламентированных [6];
- пристальным вниманием к эффективности корпоративного управления климатическими аспектами со стороны рейтинговых агентств, банковского сектора и инвесторов;
- наличием потребности у организаций в инструментах для самостоятельной оценки результативности выстраиваемых корпоративных систем климатического менеджмента в условиях отсутствия единого стандартизированного подхода.
Настоящий стандарт способствует гармонизации действующих стандартов ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 14031, ГОСТ Р ИСО 14040, ГОСТ Р ИСО 14064-1, ГОСТ Р ИСО 14064-2, ГОСТ Р ИСО 14064-3, ГОСТ Р ИСО 14067, ГОСТ Р ИСО 14080, [7], а также других национальных и международных стандартов, связанных с планированием результатов деятельности организаций в области изменения климата (например, корпоративный учет выбросов парниковых газов, управление климатическими рисками, реализация климатических проектов и др.), которые организация может использовать для оценки климатической результативности.
В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
- «должен» при указании на требование;
- «следует» при обозначении рекомендаций;
- «может» при указании на возможность.
Информация, обозначенная как «примечание», носит характер руководящих указаний для разъяснения соответствующего требования.
На рисунке 1 представлена взаимосвязь настоящего стандарта с национальными и международными стандартами по планированию результатов деятельности в области изменения климата.
IV
Стандарты
Направления климатического менеджмента
ГОСТ Р 71785—2024
ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 ГОСТ Р ИСО 14080-2021
ГОСТ Р ИСО 14097-2023
ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 ГОСТ Р ИСО 14080-2021
ГОСТ Р ИСО 14080-2021 ГОСТ Р ИСО 14091-2022 ГОСТ Р ИСО 14097-2023 ГОСТ Р 70935-2023 [6] 71
ГОСТ Р ИСО 14025-2012 ГОСТ Р ИСО 14040-2022 ГОСТ Р ИСО 14044-2021 ГОСТ Р ИСО 14067-2021 [9]
ГОСТ Р ИСО 14097-2023 [6]
Заявления о климатической резул ьтати в ности
л
Рисунок 1 — Взаимосвязь настоящего стандарта с национальными стандартами, стандартами ИСО и другими международными стандартами в области изменения климата
V
ГОСТ Р 71785—2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент
ОЦЕНКА КЛИМАТИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Руководящие указания
Environmental management. Climate change performance evaluation. Guidelines
Дата введения — 2025—01—01
1 Область применения
В настоящем стандарте содержатся руководящие указания по разработке и использованию процедуры оценки климатической результативности организации. Документ применим ко всем организациям, которые планируют и/или осуществляют управление последствиями изменения климата1), а также определяют планируемые показатели результативности независимо от вида деятельности, масштаба, местоположения и структуры организаций.
Настоящий стандарт не устанавливает целевых уровней климатической результативности и не содержит дополнительных требований к системам экологического менеджмента, которые могут рассматриваться как критерии соответствия при проведении их сертификации.
Организация может использовать приведенные в настоящем стандарте руководящие указания для создания собственного подхода к оценке климатической результативности, учитывающего добровольные обязательства организации и нормативные требования по смягчению последствий климатических изменений для самостоятельной оценки или оценки с привлечением третьей стороны.
Примечание — Настоящий стандарт является общим стандартом и не содержит рекомендаций по конкретным методам оценки или анализу видов воздействия в различных отраслях, направлениях деятельности и т. д. В зависимости от характера деятельности организации может возникнуть необходимость получения как дополнительной информации из других источников, так и рекомендаций по специфическим для отрасли вопросам, предметным областям или научным дисциплинам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14025 Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры
ГОСТ Р ИСО 14044 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации
ГОСТ Р ИСО 14064-1 Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации
ГОСТ Р ИСО 14067 Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению
ГОСТ Р 57625/ISO/TS 14071:2014 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенций эксперта-рецензента
О Управление последствиями изменения климата включает митигацию и адаптацию к изменению климата.
Издание официальное
1
ГОСТ Р 71785—2024
Примечание — При пользовании настоящего стандарта целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Термины, относящиеся к организации и лидерству
3.1.1
система менеджмента: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.3) и процессов (3.3.1) для достижения этих целей парниковый газ.
Примечание 1 — Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент, финансовый менеджмент).
Примечание 2 — Элементы системы включают в себя структуру организации, роли и ответственность, планирование и функционирование, оценку результатов деятельности и улучшение.
Примечание 3 — Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции (3.3.2) организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.1.1]
3.1.2
система экологического менеджмента; СЭМ: Часть системы менеджмента (3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами, выполнения принятых обязательств (3.2.8), учитывающая риски и возможности (3.2.7).
[ГОСТ Р ИСО 14050—2023, пункт 3.3.1]
3.1.3 климатическая политика: Намерения и направление организации в отношении климатических результатов деятельности, официально сформулированные ее высшим руководством.
3.1.4
организация: Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции (3.3.2) для достижения своих целей (3.2.3).
Примечание 1 — Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.1.4]
2
ГОСТ Р 71785—2024
3.1.5
высшее руководство: Лицо или группа людей, осуществляющие руководство и управление организацией (3.1.4) на высшем уровне.
Примечание 1 — Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
Примечание 2 — Если область применения системы менеджмента (3.1.1) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.1.5]
3.1.6 контекст организации: Сочетание внутренних и внешних факторов, которые могут влиять на подход организации к разработке и достижению ею планируемых результатов деятельности.
3.2 Термины, относящиеся к планированию
3.2.1
окружающая среда: Окружение, в котором функционирует организация (3.1.4), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.
Примечание 1 — Понятие «окружение» может распространяться на среду в пределах от организации до глобальной, региональной или местной системы.
Примечание 2 — Окружение может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.2.1]
3.2.2 климатический аспект: Элемент деятельности организации, ее продукции, который взаимосвязан с последствиями изменения климата или может воздействовать на них.
Примечание — Значимые климатические аспекты определяются организацией с применением одного или более критериев.
3.2.3
цель: Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 — Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
Примечание 2 — Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях, например стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса.
Примечание 3 — Цель может быть выражена разными способами, например в виде намеченного результата, намерения, критерия работы, климатическая цели (3.2.4) или, другими словами, со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.2.5]
3.2.4 климатическая цель: Цель, установленная организацией в соответствии с ее климатической политикой.
3.2.5
требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечание 1 — Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации (3.1.4) и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребность или ожидание предполагаются.
Примечание 2 — Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.3.3).
Примечание 3 — Требования, не являющиеся правовыми, становятся обязательными, когда организация решает соответствовать им.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.2.8]
3
ГОСТ Р 71785—2024
3.2.6
риск: Влияние неопределенности.
Примечание 1 — Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата — позитивном или негативном.
Примечание 2 — Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях и вероятности.
Примечание 3 — Риск часто определяют по отношению к потенциальным «событиям» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их «последствиям» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
Примечание 4 — Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними «вероятностей» (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.2.10]
3.2.7
риски и возможности: Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (возможности).
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.2.11]
3.2.8
принятое обязательство (предпочтительный термин), правовые и иные требования (принятый термин): Правовые требования (3.2.5), которым организация (3.1.4) должна соответствовать, и иные требования, которым организация должна соответствовать или которые она выбирает для соответствия.
Примечание 1 — Принятые обязательства относятся к системе экологического менеджмента.
Примечание 2 — Принятые обязательства могут возникать из обязательных требований, таких как применимые законы и правила или как добровольные обязательства, такие как стандарты организации и отраслевые стандарты, договорные отношения, своды практик и соглашения с общественными группами или неправительственными организациями.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.2.9]
3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности
3.3.1
процесс: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечание 1 — Процессы могут быть документированными или нет.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.3.5]
3.3.2 функция: Сочетание процессов, продуктов или услуг, которые достигают специфической, заранее установленной цели, обычно на повторяющейся основе.
3.3.3
документированная информация: Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1.4), и носитель, который ее содержит.
Примечание 1 — Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и получена из любого источника.
Примечание 2 — Документированная информация может относиться: к системе экологического менеджмента (3.1.2), включая в себя соответствующие процессы (3.3.1); информации, созданной для функционирования организации (может также рассматриваться как документация); свидетельствам достигнутых результатов (может также рассматриваться как записи).
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.3.2]
4
ГОСТ Р 71785—2024
3.4 Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению
3.4.1
показатель: Количественная, качественная или бинарная переменная, которая может быть измерена или описана, представляющая статус операций, управления, условий или воздействий.
[ГОСТ Р ИСО 14050—2023, пункт 3.2.24]
3.4.2
ключевой показатель эффективности; КПЗ: Показатель (3.4.1) результативности (3.4.7), который принят в организации (3.1.4) в качестве значимого, с особым вниманием к определенным аспектам операций, управления, условий или воздействий.
[ГОСТ Р ИСО 14050—2023, пункт 3.2.25]
3.4.3
комплексный показатель: Показатель (3.4.1), который включает информацию по нескольким аспектам деятельности, условиям управления или воздействиям.
[ГОСТ Р ИСО 14050—2023, пункт 3.2.26]
Примечание 1 — Комплексный показатель может также быть назван составным, комбинированным или суммарным показателем (индикатором).
3.4.4 показатель климатической результативности; ПКР: Показатель, который содержит информацию о климатической результативности организации.
Примечание — Показатели климатической результативности могут быть планируемыми и фактическими.
3.4.5 показатель результативности управления; ПРУ: Показатель, содержащий данные касательно управленческих решений по влиянию на климатическую результативность организации.
3.4.6 показатель операционной результативности; ПОР: Показатель, который содержит данные касательно климатической результативности деятельности организации.
3.4.7
результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Примечание 1 — Результативность может выражаться количественно или качественно.
Примечание 2 — Результативность может относиться к менеджменту видов деятельности, процессам (3.3.1), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1.4).
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.6]
3.4.8
результаты деятельности: Измеримый итог.
Примечание 1 — Результативность может выражаться количественно или качественно.
Примечание 2 — Результативность может относиться к менеджменту видов деятельности, процессам (3.3.1), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1.4).
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.10]
3.4.9 климатическая результативность: Результативность, относящаяся к менеджменту климатических аспектов.
Примечание — Для системы экологического менеджмента результаты могут измеряться по критериям климатической политики, климатических целей организации или степени соответствия другим критериям, с использованием показателей.
3.4.10 оценка климатической результативности; ОКР: Процесс, способствующий принятию управленческих решений, относящихся к климатической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям климатической результатив-
5
ГОСТ Р 71785—2024
ности, составления отчетности и обмена информацией, периодического пересмотра и улучшения этого процесса.
3.4.11 заявление о климатической результативности: Основанная на фактах и объективная декларация о климатической результативности.
Примечание — Заявление о климатической результативности может быть представлено в некоторый момент времени или охватывать определенный период времени.
3.4.12
аудит: Систематический, независимый и документируемый процесс (3.3.1) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечание имени. Примечание | 1 — Внутренний аудит проводит сама организация (3.1.4) или внешняя сторона от ее 2 — Аудит может быть комплексным (совмещать два или более аспекта деятельности). |
Примечание 3 — Независимость возможно продемонстрировать отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту, или отсутствием предвзятости и конфликта интересов.
Примечание 4 — «Свидетельство аудита» состоит из записей, изложений фактов или другой информации, имеющих отношение к критериям аудита и являющихся верифицируемыми; а «критерий аудита» представляет собой совокупность политик, процедур или требований (3.2.5), используемых для сравнения со свидетельствами аудита, как определено в ИСО 19011:2011, 3.3 и 3.2 соответственно.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.1]
3.4.13
соответствие: Выполнение требования (3.2.5). [ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.2]
3.4.14
несоответствие: Невыполнение требования (3.2.5).
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.3, изменено: удалено примечание 1 к термину]
3.4.15
корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.4.14) и предупреждения его повторного возникновения.
Примечание — Несоответствие может иметь несколько причин.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, 3.4.4]
3.4.16 независимый внутренний эксперт: Компетентное лицо внутри организации, которое на условиях полной или частичной занятости выполняет роль уполномоченного по верификации результатов ОКР.
3.4.17 независимый внешний эксперт: Компетентное лицо вне организации, которое на условиях полной или частичной занятости выполняет роль уполномоченного по верификации результатов ОКР.
3.4.18
заинтересованная сторона, стейкхолдер: Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
Пример — Потребители, владельцы, работники в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия.
Примечание — Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное определение было модифицировано посредством добавления примеров.
[ГОСТ Р ИСО 9000—2015, 3.2.3]
6
ГОСТ Р 71785—2024
3.4.19
постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по улучшению результативности (3.4.7).
Примечание 1 — Улучшение результативности относится к применению системы экологического менеджмента (3.1.2) для улучшения климатической результативности (3.4.9) в соответствии с климатической политикой (3.1.3) организации (3.1.4).
Примечание 2 — Деятельность по улучшению не обязательно проходит одновременно или без перерыва во всех сферах.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.5]
3.4.20
мониторинг: Определение статуса системы, процесса (3.3.1) или деятельности.
Примечание — Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.8]
3.4.21
измерение: Процесс (3.3.1) определения величины.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.9]
3.5 Термины, относящиеся к изменению климата
3.5.1
парниковый газ; ПГ: Газообразная составляющая атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которая поглощает и испускает инфракрасное излучение, исходящее от земной поверхности, атмосферы и облаков.
Примечание 1 — Перечень ПГ см. в последнем Оценочном Докладе Межправительственной рабочей группы по оценке изменений климата (IPCC).
Примечание 2 — Водяной пар и озон, которые являются как антропогенными, так и природными ПГ, не принимаются в расчет при оценке углеродного следа продукции.
Примечание 3 — Основное внимание в настоящем стандарте уделяется долговременным ПГ, и поэтому в нем не рассматриваются климатические эффекты, обусловленные изменениями отражательной способности поверхности Земли (альбедо) и действием кратковременных радиационно воздействующих веществ (например, технического углерода и аэрозолей).
[ГОСТ Р ИСО 14067—2021, пункт 3.1.2.1]
3.5.2
выброс парникового газа; выброс ПГ: Выпуск ПГ (3.5.1) в атмосферу.
[ГОСТР ИСО 14067—2021, пункт 3.1.2.5]
3.5.3
поглощение парникового газа; поглощение ПГ: Извлечение ПГ (3.5.1) из атмосферы.
[ГОСТР ИСО 14067—2021, пункт 3.1.2.6]
3.5.4 углеродоемкость: Характеристика процесса, выраженная в сумме выбросов ПГ и поглощений ПГ в единицах СО2-эквивалента на единицу деятельности в установленных границах.
Примечание — Единицей деятельности может быть продукция, экономические показатели, энергетические показатели и другие.
7
ГОСТ Р 71785—2024
3.5.5
углеродный след продукции; УСП: Сумма выбросов ПГ (3.5.1) и поглощений ПГ (3.5.3) в продукционной системе, выраженная в единицах СО2-эквивалента и основанная на оценке жизненного цикла продукции с использованием одной категории воздействия — изменение климата.
Примечание 1 — УСП можно разделить на ряд данных, определяющих конкретные выбросы ПГ и поглощение ПГ. УСП допускается также разделить по стадиям жизненного цикла.
Примечание 2 — Результаты количественного определения УСП документируются в отчете по исследованию УСП, выраженного в массе СО2-эквивалента на функциональную единицу.
[ГОСТ Р ИСО 14001—2016, пункт 3.4.9]
4 Принципы
Организация должна руководствоваться при проведении ОКР следующими принципами.
4.1 Прозрачность
Организация должна обеспечивать доступность информации о показателях результативности для заинтересованных сторон в объеме, необходимом для однозначной интерпретации заявлений, касающихся климатической результативности.
4.2 Консервативность
Организация должна использовать консервативные допущения и процедуры ОКР с целью исключения завышения оценок своей результативности по сравнению с реальной ситуацией.
4.3 Соответствие применимым требованиям
Организация должна обеспечивать соблюдение применимых требований по смягчению последствий изменения климата, установленных нормативными документами, принятыми на международном, национальном, региональном и отраслевом уровне, а также принятых на себя добровольных обязательств.
4.4 Амбициозность
Организация должна обеспечивать повышение амбициозности планируемых результатов с учетом существующих международных, национальных, региональных и отраслевых траекторий достижения целей в области низкоуглеродного развития на основе имеющихся в ее распоряжении технически и экономически обоснованных возможностей по сокращению выбросов ПГ и/или увеличению их поглощения.
4.5 Релевантность
Планируемые меры по смягчению последствий климатических изменений, показатели климатической результативности, а также методы ее оценки и подходы к такой оценке должны соответствовать специфике деятельности организации, ее масштабу и контексту.
5 Порядок оценки климатической результативности
В основе процесса ОКР лежит применение ключевых показателей эффективности в качестве средства представления количественных или качественных данных или информации о деятельности организации в наиболее понятной и удобной форме. Эти показатели помогают преобразовать соответствующие данные в краткие и четкие сведения об усилиях руководства по улучшению климатической результативности своих операционных процессов. Организации следует выбрать достаточное количество релевантных и понятных показателей для оценки своей климатической результативности и отражения характера и масштаба деятельности организации.
Оценка климатической результативности может помочь самой организации в достижении ее целей и задач, связанных с климатической результативностью, а также способствовать внедрению системы экологического менеджмента в части управления климатическими аспектами. Организация может
8
ГОСТ Р 71785—2024
использовать ОКР для подготовки отчетов и передачи информации о своей климатической результативности внешним заинтересованным сторонам для демонстрации ее стремления к улучшениям.
Организация должна стремиться к достижению климатической результативности для соответствующих функций и уровней организации, учитывая при этом климатические аспекты, связанные с деятельностью организации, а также соответствующие риски и возможности.
Организация должна определить планируемые результаты деятельности по смягчению последствий климатических изменений и составить план действий по достижению этих результатов. Планируемые результаты деятельности по смягчению последствий климатических изменений должны быть количественно определены на краткосрочный, среднесрочный и/или долгосрочный период. Организация может координировать долгосрочные планируемые показатели с целями, определенными международными, национальными, региональными или отраслевыми стратегиями.
При планировании результатов деятельности в области смягчения последствий климатических изменений организация должна обеспечить, чтобы планируемые результаты были обоснованными1) и практически достижимыми.
Организация может использовать информацию, полученную в ходе ОКР, чтобы:
- идентифицировать климатические аспекты и определить, какие из них рассматриваются как значимые;
- установить цели и задачи по улучшению климатической результативности и оценить результативность в соответствии с указанными целями и контрольными показателями;
- определить возможности для лучшего управления климатическими аспектами организации;
- выявить тенденции, связанные с климатической результативностью организации;
- проанализировать и улучшить эффективность и результативность;
- выявить стратегические риски и возможности;
- оценить соответствие или риск несоблюдения принятых обязательств, которые приняла на себя организация в отношении своих климатических аспектов;
- отчитываться и обмениваться информацией по климатической результативности внутри и за пределами организации.
Приверженность руководства в отношении ОКР имеет важное значение; приверженность следует рассматривать в качестве составной части основной деятельности и бизнес-функций организации. Организация должна при ОКР учитывать свой размер, местоположение и тип, а также потребности и приоритеты.
Оценка климатической результативности, как подробно описано в настоящем стандарте, соответствует модели управления «планируй, делай, проверяй, действуй». На рисунке 2 представлены этапы проведения ОКР со ссылками на номера и названия соответствующих разделов настоящего стандарта, содержащие требования по их выполнению.
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать ОКР, а также необходимые для ОКР процессы. Для обеспечения функционирования системы ОКР организация должна назначить ответственное лицо, определить ресурсы и установить периодичность и сроки выполнения процессов.
Организация должна в необходимом объеме:
- разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;
- регистрировать и сохранять документированную информацию для подтверждения того, что эти процессы осуществляются в соответствии с установленными планами.
1) Основанными на научных прогнозах и сценариях изменения климата, наиболее актуальных научных данных и результатах, признаваемых на международном и национальном уровне научных исследований в области изменения окружающей среды, развития социальной сферы и экономики.
9
ГОСТ Р 71785—2024
Рисунок 2 — Процессы оценки климатической результативности
10
ГОСТ Р 71785—2024
6 Контекст организации
Организация должна определить и периодически контролировать внешние и внутренние условия бизнес-процессов1), влияющие на ее способность достигать намеченных климатических результатов. Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации о таких условиях.
Примечание — Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение условий, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или отраслевом уровне. Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение условий, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.
Организация должна анализировать риски и возможности реализации мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений, которые могут влиять на способность организации достигать намеченных климатических результатов.
Организация должна определить климатические аспекты и выделить значимые, оказывающие или потенциально способные оказать существенное влияние на ее результативность. Например, меры по ограничению выбросов ПГ, предпринимаемые на международном, национальном, региональном и отраслевом уровне.
С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и/или услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к таким продукции и услугам требованиям нормативных правовых актов, организация должна определить:
- заинтересованные стороны, имеющие отношение к климатической результативности организации;
- требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к климатической результативности организации.
Соответствующие заинтересованные стороны могут иметь требования, связанные с изменением климата. Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.
Организация должна документировать результаты анализа контекста, в т. ч. климатические аспекты, перечень требований заинтересованных сторон и поддерживать данный перечень в актуальном состоянии.
7 Приверженность смягчению последствий климатических изменений
Организация должна демонстрировать приверженность смягчению последствий климатических изменений, определенным на международном, национальном, региональном и отраслевом уровне.
С этой целью организация должна подготовить, довести до сведения заинтересованных сторон и следовать заявлению высшего руководства. Заявление высшего руководства о приверженности смягчению последствий климатических изменений должно включать, но может не ограничиваться этим, следующие обязательства:
- соответствовать целям национальной политики и применимым требованиям в области ограничения выбросов ПГ, установленным международными, национальными, региональными и отраслевыми нормативными документами;
- создать и исполнять план управления и достижения планируемых климатических результатов, включая реализацию мероприятий, направленных на достижение и поддержание сокращения выбросов ПГ;
- обеспечивать эффективное функционирование системы управления климатической результативностью на уровне организации, в т. ч. путем выделения необходимых материальных, временных и интеллектуальных ресурсов;
- постоянно улучшать систему управления климатической результативностью с целью эффективной реализации мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений;
- поддерживать эффективные внутренние и внешние коммуникации, направленные на обеспечение осведомленности заинтересованных сторон о результативности мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений.
1> Рассматриваемые условия могут быть положительными или отрицательными.
11
ГОСТ Р 71785—2024
В случае изменения позиции высшего руководства организации в отношении приверженности смягчению последствий климатических изменений и планируемых климатических результатов, организация должна незамедлительно довести ее до сведения заинтересованных сторон.
Пример 1 — Совет директоров организации рассмотрел и утвердил климатическую стратегию. Организация опубликовала на своем сайте климатическую стратегию, а также свою официальную позицию по поддержке международных климатических целей, в том числе Целей устойчивого развития ООН № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями».
Пример 2 — Высшее руководство заявило на публичном мероприятии о климатической политике организации, которая направлена на соответствие стратегическим приоритетам в области климатических изменений, влияющих на деятельность компании, и сокращение негативного воздействия на окружающую среду и климат.
Пример 3 — Организация опубликовала климатическую стратегию, одобренную наблюдательным советом компании, которая направлена на работы и мероприятия в области противодействия изменению климата и адаптации к его последствиям. Климатическая стратегия учитывает требования международных документов и лучшие практики, национальную климатическую повестку и мировые тенденции, результаты оценки климатических рисков и возможностей.
8 Общие требования к этапам оценки климатической результативности
Оценка климатической результативности проводится согласно модели управления «планируй, делай, проверяй, действуй» и разбивается на следующие этапы:
«планируй» — подготовка к выполнению оценки результативности:
- установление ролей, ответственности и полномочий,
- определение области применения ОКР,
- выбор показателей ОКР,
- разработка плана ОКР;
«делай» — проведение оценки результативности:
- сбор, анализ и обработка данных,
- оценка показателей климатической результативности;
«проверяй» — контроль результатов оценки результативности:
- проведение верификации,
- анализ отклонений планируемых результатов;
«действуй» — принятие мер по улучшению процесса ОКР в той степени, в какой это необходимо:
- подготовка отчетности и информирование,
- анализ и совершенствование процесса ОКР
Организация должна руководствоваться требованиями и рекомендациями по выполнению этапов ОКР, изложенными в данном разделе.
8.1 Роли, ответственность и полномочия
Высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до сведения работников и понимание в организации ролей, ответственности и полномочий для выполнения процессов ОКР.
Высшее руководство должно распределить роли, ответственность и полномочия для:
- получения планируемых климатических результатов;
- обеспечения соответствия процессов ОКР требованиям настоящего стандарта;
- подготовки отчетности о результатах ОКР;
- обеспечения качества ОКР и возможности его улучшения;
- обеспечения учета потребностей всех заинтересованных сторон;
- сохранения непрерывности процессов ОКР при планировании и внедрении изменений в эти процессы.
Распределение ролей, ответственности и полномочий должно быть задокументировано.
8.2 Определение области оценки климатической результативности
Организация должна определить и задокументировать область применения ОКР. С этой целью организация устанавливает границы ОКР, в которых планируется получить климатические результаты, и поддерживает эту информацию в актуализированном состоянии.
12
ГОСТ Р 71785—2024
Для ОКР организация может выбрать один из процессов или всю совокупность процессов, где она осуществляет операционный и/или финансовый контроль. Область ОКР может охватывать всю организацию, ее отдельные части, одну или более функций в группе организаций либо отдельные функции организации.
8.3 Выбор показателей оценки климатической результативности
Организация должна установить количественные или качественные показатели климатической результативности, характеризующие эффективность реализуемых организацией мер по смягчению последствий климатических изменений с учетом характера и масштабов деятельности организации, а также ее воздействия на климат. Примеры подходов к выбору показателей оценки климатической результативности приведены в приложении А.
Организация должна установить КПЗ и ПКР, относящиеся к управлению значимыми климатическими аспектами и демонстрирующие планируемые показатели климатической результативности. Организации следует выбрать дополнительные показатели, которые позволят отслеживать эффективность предпринимаемых мер для достижения планируемой климатической результативности, включая: - показатели результативности управления: содержат информацию о деятельности руководства организации с целью воздействия на климатическую результативность;
- показатели операционной результативности: содержат информацию о климатической результативности операционных процессов организации.
Выбор дополнительных показателей оценки климатической результативности следует осуществлять в соответствии с приложением Б.
Пример 1 — Организация установила цель по сокращению выбросов ПГ (Охват 1 + Охват 2) не менее чем на 20% к 2025 году относительно уровня 2017 года. В качестве показателя результативности организация выбрала достижение установленной цели.
Пример 2 — Организация выбрала для себя ключевым показателем климатической результативности долю «зеленых» (углеродно нейтральных) поставщиков и планирует увеличить ее до 80 °/0 к 2030 году.
Пример 3— Организация финансового сектора занимается оптимизацией кредитного портфеля. Организация установила цель по сокращению углеродоемкости портфеля не менее чем на 15 °/о в течение 5 лет относительно базового года.
На рисунке 3 показаны взаимосвязи между организацией, окружающей средой, ее управленческими и операционными процессами, осуществляемыми для достижения планируемых климатических результатов.
При планировании показателей климатической результативности организация должна выполнить анализ своих климатических аспектов, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами, и определить значимые климатические аспекты. Климатические аспекты могут быть определены для основных направлений климатического менеджмента (см. рисунок 1), но не ограничиваются ими. Организация может определить иные климатические аспекты, соответствующие ее специфике и масштабу деятельности.
Значимые климатические аспекты определяются организацией самостоятельно на основе принятых критериев, включая степень воздействия на климат, риски и возможности, применимые требования, возможности управления и иные критерии. Организация должна поддерживать документированную информацию о своих климатических аспектах, применимых критериев для их оценки и значимых климатических аспектах.
Для значимых климатических аспектов организация должна определить планируемые показатели климатической результативности, достижение которых обеспечивает смягчение последствий климатических изменений. Планируемые показатели климатической результативности могут быть определены на основе:
- анализа практически достижимого потенциала сокращения выбросов и/или увеличения поглощения ПГ;
13
ГОСТ Р 71785—2024
--------► - информационные потоки;
------> - входные и выходные потоки, связанные с операционной деятельностью организации;
--------------^. _ потоки принятия решений
Рисунок 3 — Понимание организации и ее среды при выборе показателей для оценки климатической результативности
- установленных нормативов углеродоемкости производственных процессов или углеродного следа продукции;
- справочных данных об углеродоемкости производственных процессов или углеродном следе продукции, характеризующих НДТ и лучшие практики;
- количественной оценки рисков, связанных с изменением климата;
- требований о раскрытии информации, связанной с климатическими изменениями, установленных на международном, национальном, региональном и отраслевом уровне, а также соответствующих добровольных обязательств;
- анализа доступности низкоуглеродных технологий и решений, а также механизмов их поддержки;
- иных подходов.
Организации следует устанавливать такие показатели для ОКР, которые будут обеспечивать руководство достаточной информацией для понимания влияния, оказываемого на другие элементы операционной деятельности организации при достижении климатической результативности.
Показатели климатической результативности должны отражать специфику деятельности организации или быть специфичными для отрасли.
Организация может сделать выбор в пользу показателей, полученных на основе общего набора данных, или использовать комплексные показатели, которые включают информацию более чем по одному аспекту. Таким образом, важно обеспечить возможность легкого извлечения и представления целевой аудитории информации по различным аспектам такого показателя.
Организация должна разработать и поддерживать в документированном виде актуальный перечень показателей ОКР. Такой перечень должен быть включен в план ОКР.
14
ГОСТ Р 71785—2024
Организация должна разработать и внедрить процедуру актуализации перечня показателей ОКР на регулярной основе и периодически пересматривать показатели климатической результативности с целью совершенствования процесса ОКР.
8.4 Разработка плана оценки климатической результативности
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии план ОКР, содержащий:
- область применения;
- перечень показателей для ОКР;
- методологию определения ПКР и проведения ОКР;
- перечень исходной информации (данных о деятельности);
- периодичность и процедуру сбора исходной информации;
- процедуры контроля качества данных;
- план коммуникаций;
- распределение ответственности и полномочий.
Методология определения ПКР и проведения ОКР должна включать описание порядка определения количественных или качественных значений выбранных ПКР, включая применяемые методы сбора, анализа и обработки данных (8.5) и собственно процедуру ОКР для получения выводов о достижении планируемых климатических результатов (8.6).
Организации следует назначить ответственного за поддержание плана ОКР в актуальном состоянии.
8.5 Сбор, анализ и обработка данных
Организация должна установить и поддерживать процедуры сбора, анализа и обработки данных для определения показателей климатической результативности и их оценки. Указанные процедуры охватывают как внутренние, так и внешние данные.
Организация должна разработать и внедрить процедуру сбора исходных данных, обеспечивающую их релевантность, полноту, согласованность, точность и прозрачность. Сбор данных должен предусматривать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки данных и информации и распоряжения ими (см. ГОСТ Р ИСО 14064-1, ГОСТ Р ИСО 14067). Организация должна обеспечить прослеживаемость источников исходных данных и их верифицируемость.
Организация должна установить и поддерживать процедуру анализа данных, которая исключала бы их потерю или искажение. Организация должна рассмотреть все соответствующие и надежные данные, которые были собраны, чтобы избежать предвзятости в результатах ОКР.
Организация должна преобразовать собранные данные в информацию, характеризующую климатическую результативность организации и выраженную в ПКР, в соответствии с разработанной методологией определения ПКР. Организация должна поддерживать процедуру обработки данных, которая обеспечит точность и релевантность их преобразования.
Организация должна обеспечить процедуру контроля качества данных, которая предусматривает (включая, но не ограничиваясь нижеперечисленным):
определение, проверку назначения и полномочий лиц, ответственных за сбор, консолидацию и обработку данных;
- регулярные проверки точности средств измерений (если применимо);
- использование, обслуживание и калибровку средств измерений (если применимо);
- разработку и обслуживание надежной системы сбора данных;
- документирование;
- периодические внутренние аудиты и технический анализ.
Требования к качеству данных определены в ГОСТ Р ИСО 14067 и ГОСТ Р ИСО 14044.
Организации следует документально оформлять процедуры сбора, анализа и обработки данных, а также их результаты.
8.6 Оценка показателей климатической результативности
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процедуру оценки применимости данных для оценки климатической результативности (8.6.1) до начала процесса сравнительного анализа показателей (8.6.2) и формулировки выводов по результатам ОКР (8.6.3).
15
ГОСТ Р 71785—2024
8.6.1 Критерии применимости данных для оценки климатической результативности
Для проведения сравнительного анализа фактических и планируемых показателей климатической результативности организация должна обеспечить соответствие фактических данных о климатической результативности следующим критериям:
- релевантность: информация о результатах деятельности организации должна соответствовать ее масштабу, специфике деятельности и усилиям по управлению климатическими аспектами;
- полнота: информация о результатах деятельности организации должна быть полной в отношении области оценки, исходных данных для определения показателей результативности для гарантии учета всех факторов, влияющих на достижение планируемых показателей;
Примечание — Набор данных и методический подход к оценке фактических показателей климатической результативности должны обеспечивать объективность сравнительного анализа фактических и планируемых показателей климатической результативности.
- согласованность: информация о результатах деятельности организации должна быть согласованной с точки зрения применяемых методологий, области оценки, источников данных, операционных условий, что позволит достоверно сравнивать прошлые, настоящие и будущие результаты;
- точность: данные о показателях климатической результативности не должны быть систематически завышены или занижены для обеспечения достоверных выводов о достижении планируемых показателей;
- прозрачность: источники исходных данных, используемые для определения показателей климатической результативности, и алгоритмы их обработки должны быть доступны для верификации и заинтересованных сторон для принятий обоснованных решений.
В зависимости от специфики планируемых или реализуемых мер по смягчению последствий климатических изменений организация может установить дополнительные критерии применимости данных для оценки климатической результативности.
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и совершенствовать процедуру оценки соответствия данных для определения показателей климатической результативности установленным критериям. В случае невыполнения установленных критериев организация должна выполнить корректирующие действия в отношении планируемых и/или фактических показателей климатической результативности с целью обеспечить объективность выводов о достижении планируемых показателей климатической результативности.
При невыполнении критерия релевантности организации следует пересмотреть планируемые показатели климатической результативности таким образом, чтобы они соответствовали масштабу организации, специфике ее деятельности и усилиям по управлению климатическими аспектами. В противном случае, интерпретировать показатели результативности следует только с указанием ограничений по релевантности.
При невыполнении критерия полноты организации следует предусмотреть процедуры получения отсутствующих данных, включая сбор данных из альтернативных источников и использование методов восстановления отсутствующих данных, обеспечивающих заданный уровень охвата и точности данных. При отсутствии возможности получить полные данные, организация должна скорректировать область оценки климатической результативности или интерпретировать показатели результативности только с указанием ограничений по полноте.
При невыполнении критерия согласованности организации следует пересмотреть планируемые климатические результаты или выполнить корректировку применяемых методологий, области оценки, источников данных и операционных условий таким образом, чтобы обеспечить согласованность климатических показателей.
При невыполнении критерия точности организации следует скорректировать исходные данные и методы определения показателей климатической результативности для обеспечения заданного уровня точности. При отсутствии возможности, следует руководствоваться принципом консервативности в определении показателей климатической результативности.
При невыполнении критерия прозрачности организации следует выполнить дополнительные процедуры для документирования источников используемых данных, методов обработки данных и полученной информации, а также обеспечить хранение данных и их доступность, при необходимости.
Процедуры, применяемые организациями для обеспечения выполнения критериев к исходным данным для определения показателей климатической результативности, должны быть задокументированы и доступны для независимого заверения и заинтересованных сторон. Организация может исполь-
16
ГОСТ Р 71785—2024
зовать процедуру заверения третьей стороны установленных критериев для обеспечения уверенности в их соблюдении.
8.6.2 Сравнительный анализ планируемых и фактических показателей климатической результативности
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс сравнительного анализа планируемых и фактических показателей климатической результативности для обеспечения выводов об эффективности мер по смягчению последствий климатических изменений при условии соответствия фактических показателей климатической результативности установленным критериям.
Организация должна поддерживать документированную информацию о результатах сравнительного анализа планируемых и фактических показателей климатической результативности.
8.6.3 Выводы по результатам сравнительного анализа планируемых и фактических показателей климатической результативности
Результаты сравнительного анализа планируемых и фактических показателей климатической результативности должны поддерживать следующие выводы об эффективности планируемых или реализуемых организацией мер по смягчению последствий климатических изменений:
- наличие/отсутствие прогресса в достижении планируемых показателей климатической результативности;
- наличие/отсутствие эффекта планируемых или реализуемых организацией мер в отношении смягчения последствий климатических изменений;
- наличие/отсутствие временных трендов изменения показателей климатической результативности.
В зависимости от требований заинтересованных сторон организация может определить дополнительные выводы по результатам сравнительного анализа планируемых и фактических показателей климатической результативности.
8.7 Верификация
При планировании ОКР должна быть установлена процедура верификации результатов ОКР в целях обеспечения уверенности в полученных выводах со стороны предполагаемых получателей информации, включая внутренние и внешние заинтересованные стороны.
Верификация проводится с привлечением независимого внутреннего эксперта или независимого внешнего эксперта (см. ГОСТ Р 57625), который должен соответствовать требованиям, перечисленным в приложении В. Решение о привлечении к проверке третьей стороны принимает организация. В случае публичного заявления о климатической результативности организации, оцененной на основании настоящего стандарта, организации следует привлечь третью сторону.
Процедура верификации должна быть прозрачной. Независимый эксперт по верификации должен подготовить отчет, документально подтверждающий процесс верификации, соблюдая при этом требования к конфиденциальности данных (см. ГОСТ Р ИСО 14025). Отчет должен быть доступен по запросу любого заинтересованного лица.
При необходимости, организация должна обеспечить участие в процедуре релевантных заинтересованных сторон.
Результаты верификации должны быть задокументированы и доведены до сведения высшего руководства.
8.8 Анализ отклонений планируемых результатов
Высшее руководство должно на регулярной основе анализировать причины достижения/недо-стижения планируемых результатов в области изменения климата. Анализ отклонений планируемых результатов может включать:
- определение причин отклонений, включая факторы, которые способствовали отклонениям от планируемых результатов;
- определение последствий отклонений для достижения планируемых результатов и выполнения требований заинтересованных сторон;
- принятие корректирующих и предупреждающих мер для улучшения процессов или предотвращения появления подобных отклонений в будущем.
Результаты анализа отклонений планируемых результатов со стороны высшего руководства и принятых решений должны быть задокументированы.
17
ГОСТ Р 71785—2024
8.9 Отчетность и информирование
Организация должна разрабатывать отчетность и осуществлять информирование о результатах деятельности в области изменения климата, предоставляя информацию, характеризующую улучшения и достижения организации. Эта информация должна быть доведена до сведения заинтересованных сторон внутри организации и за ее пределами на основе оценки потребностей руководства и заинтересованных сторон. Информирование о климатической результативности должно быть частью выстроенных коммуникаций в организации.
Пример 1 — Организация опубликовала климатический отчет. В нем детализируется информация о деятельности организации в области изменения климата, действиях, направленных на решение глобальной проблемы изменения климата, а также ключевые результаты, достигнутые к настоящему моменту.
Пример 2 — Организация опубликовала отчет в области ответственной цепочки поставок, в котором раскрывает информацию о мероприятиях по выбору своих поставщиков, в т. ч. «зеленых», принципах ведения закупочной деятельности и достигнутых результатах в этом направлении.
Пример 3 — Организация выделяет в своем отчете об устойчивом развитии раздел, посвященный климатической повестке. В данном разделе компания раскрывает свой подход к управлению климатической повесткой, климатические риски и климатическую стратегию организации, в т. ч. относительно снижения воздействия на климат в рамках кредитного портфеля. Более детальная информация размещена на внутреннем портале для сотрудников компании.
8.9.1 Внутренняя отчетность и информирование
Организация должна разработать процедуру подготовки внутренней отчетности и информирования. Высшее руководство и сотрудники организации могут использовать результаты внутреннего информирования для выполнения своих обязанностей, а также в целях оценки вклада и достижения целей в области изменения климата. Организация может рассмотреть эту информацию при совершенствовании процессов ОКР.
8.9.2 Внешняя отчетность и информирование
Организация может или обязана1) публиковать климатические отчеты или иные заявления, содержащие информацию о климатической результативности для внешних заинтересованных сторон.
Отчетность должна достоверно отражать климатическую результативность организации. Информация о результатах деятельности организации в области изменения климата должна быть существенной и представляться с учетом уровня технических знаний целевой аудитории.
8.10 Анализ и совершенствование процесса оценки климатической результативности
Организация должна совершенствовать процессы ОКР на основе анализа отклонений планируемых результатов, выводов верификации и комментариев заинтересованных сторон в целях:
- обеспечения прогресса в достижении климатических целей и улучшении климатических показателей;
- повышения качества используемых данных и методов их обработки;
- улучшения соотношения затрат и достигнутых выгод;
- соблюдения установленных требований и следования передовой практике;
- улучшения процессов, продуктов и услуг организации, связанных с климатическими аспектами.
1) При наличии законодательных или иных требований.
18
ГОСТ Р 71785—2024
Приложение А (рекомендуемое)
Примеры подходов к выбору показателей оценки климатической результативности
А.1 Причинно-следственный подход
Организация может разрабатывать показатели результативности с учетом фундаментальной (лежащей в основе) причины применительно к ее значимости климатических аспектов. Необходимо проведение анализа для выявления такой причины и выбор показателей на основе анализа.
Например, организация может прийти к выводу, что значительные выбросы парниковых газов происходят в результате стационарного сжигания топлива. Таким образом, организация может выбрать соответствующий ПОР, как например, удельные выбросов ПГ за период (календарный год), и соответствующие ПРУ, такие как реализация мероприятий по энергетической эффективности. При реализации мероприятий и оптимизации потребления топлива, удельные выбросы ПГ организации сократятся.
А.2 Риск-ориентированный подход
Организация может выбирать показатели для ОКР на основе анализа риска, с которым руководство организации связывает определенные процессы, продукты или услуги. Организация может использовать подход, основанный на вероятностном характере риска, чтобы идентифицировать процесс, который повлияет на климатическую результативность.
Например, подход на основе финансовых рисков. Организация может идентифицировать элементы организации, для которых характерны наибольшие затраты в случае реализации физических климатических рисков, и, следовательно, может выбрать соответствующие показатели для ОКР. К возможным показателям относятся: доля активов организации, которые подвергаются влиянию физических климатических рисков, % (ПОР), и объем капитальных затрат, финансирования или инвестиций, направленных на предотвращение климатических рисков, руб. (ПРУ).
А.З Подход на основе жизненного цикла
Организация может выбирать показатели для ОКР путем рассмотрения входных и выходных потоков, связанных с конкретной продукцией, и значимых климатических аспектов воздействий на любой стадии жизненного цикла продукции.
Например, организация ведет внешнеторговую деятельность и к ней предъявляют определенные требования по углеродному следу (предоставление информации об УСП или пороговые значения УСП), в этом случае в качестве показателей для ОКР могут применяться: удельные выбросы ПГ при производстве продукта, т СО2-экв./т продукта (ПОР) и мероприятия по сокращению выбросов ПГ по охвату 1, 2 или 3 (ПРУ).
А.4 Обязательный или добровольный (инициативный) подход
При выборе показателей для ОКР организация может сфокусироваться на тех областях, где она определила обязательные или рекомендуемые требования к климатической результативности.
Организация, которой требуется сообщать о количестве выбросов ПГ (например в рамках обязательной государственной отчетности), может использовать в качестве ПОР статус подготовки необходимого отчета, сроки его подготовки и отсутствие замечаний к нему, а в качестве ПРУ выделение необходимых ресурсов для создания системы мониторинга и отчетности.
Организация может выбрать показатели для ОКР, связанные с добровольными обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов в рамках климатических инициатив (например SBTi). В этом случае, организации следует ориентироваться на показатели для ОКР предусмотренные соответствующей инициативой (например, соответствие установленной траектории сокращения выбросов ПГ в качестве ПОР и реализация мероприятий, обеспечивающих сокращение выбросов ПГ в качестве ПРУ).
19
ГОСТ Р 71785—2024
Приложение Б (справочное)
Выбор показателей оценки климатической результативности
В контексте ОКР менеджмент организации включает в себя политику, людей, деятельность по планированию, практические мероприятия и процедуры на всех уровнях организации, а также решения и действия, связанные с климатическими аспектами деятельности организации. Усилия и решения, принимаемые руководством организации, могут влиять на ее деятельность и способствовать ее климатической результативности.
Показатели результативности управления должны содержать данные о возможностях и усилиях организации в области обучения, соблюдения принятых обязательств, распределения и эффективного использования ресурсов, управления затратами на вопросы об изменении климата, закупок, разработки продукции, документирования информации или корректирующих действий, которые оказывают или могут оказать влияние на климатическую результативность. ПРУ должны способствовать оценке решений и действий руководства по улучшению климатической результативности.
Используя эффективные ПРУ, организация может:
- прогнозировать изменения результативности;
- выявлять причины, по которым фактическая результативность превышает цели климатической результативности или не соответствует им;
- выявлять возможности для превентивных мер.
Показатели операционной результативности обеспечивают предоставление руководству организации информации об климатической результативности операционной деятельности и эффективности воздействия на нее управленческих решений.
Показатели операционной результативности можно идентифицировать по перечню входных потоков организации, ее операционных процессов и оборудования, и выходных потоков (см. рисунок Б.1).
Входные потоки:
- материалы (компоненты и входящие продукты);
- энергия;
- услуги
Снабжение
Выходные потоки: - продукция;
- услуги
Поставка
Рисунок Б.1 — Общее представление деятельности организации для выбора показателей операционной результативности
Услуги могут быть отнесены к входным потокам, операционным процессам или выходным потокам и могут оказывать воздействие на окружающую среду (например, дистрибуция).
20
ГОСТ Р 71785—2024
Таблица Б.1 — Пример выбора показателей ОКР по климатическим аспектам1)
Пример показателей/ направления климатического менеджмента | Ключевые показатели климатической результативности (ПКР)21 | Показатели результативности управления (ПРУ) | Показатели операционной результативности (ПОР) |
Управление выбросами ПГ | Сокращение выбросов ПГ (охват 1 + + охват 2) на XX % | Проведение инвентаризации выбросов ПГ. Внедрение плана мониторинга. Оценка потенциала сокращения выбросов ПГ. Разработка программы сокращения выбросов ПГ. Выделение финансирования на реализацию программы сокращения выбросов ПГ. Проведение верификации заявления по ПГ | Выбросы ПГ по охвату 1, т СО2-экв. Выбросы ПГ по охвату 2, т СО2-экв. Суммарные выбросы ПГ по охвату 1 и 2, т СО2-экв. Удельные выбросы ПГ охвата 1 и 2 при производстве продукции, т СО2-экв. /т Сроки выполнения и объемы финансирования этапов программы сокращения выбросов ПГ. Сокращение выбросов ПГ по охвату 1 и 2 в результате реализации программы сокращения выбросов ПГ, т СО2-экв. |
Управление климатическими проектами | Реализация климатических проектов для компенсации XX % выбросов ПГ организации (охват 1 + охват 2) | Оценка собственного потенциала организации для реализации климатических проектов. Оценка внешних климатических проектов для инвестирования. Выделение финансовых ресурсов на реализацию и регистрацию климатических проектов. Мониторинг результатов климатических проектов с выпуском углеродных единиц | Количество возможных климатических проектов для реализации, шт. Потенциал сокращения выбросов ПГ от климатических проектов, т СО2-экв. Сроки выполнения и объемы финансирования этапов реализации климатических проектов. Количество выпущенных/реализо-ванных углеродных единиц, шт. Удельный показатель финансовых затрат на тонну скомпенсированных выбросов ПГ, руб./т СО2-экв. |
Управление климатическими рисками и адаптация | Внедрение системы управления климатическими рисками в организации в соответствии с требованиями XX стандарта | Проведение обучения сотрудников по вопросам управления климатическими рисками. Формирование группы по управлению климатическими рисками и выделение ресурсов для ее функционирования. Разработка и внедрение процедур управления климатическими рисками, включая разработку планов адаптации. Сертификация системы управления климатическими рисками | Доля штатных работников организации, прошедших обучение по вопросам управления климатическими рисками, %. Доля активов, для которых выполнена оценка климатических рисков, %. Доля активов, для которых разработаны планы адаптации, %. Объем финансирования, направленного на реализацию мероприятий по адаптации, руб. Оценка предотвращенного ущерба организации, связанного с климатическими рисками, руб. |
1) Приведенные примеры являются иллюстративными для демонстрации взаимосвязи между направлениями климатического менеджмента и выбором показателей результативности и не отражают всего возможного набора ПКР, ПРУ и ПОР. При выборе показателей организации следует руководствоваться требованиями настоящего стандарта и планируемыми климатическими результатами.
2) Организация может установить один или несколько ключевых показателей климатической результативности, при этом выбор ПРУ и ПОР должен поддерживать достижение соответствующих планируемых результатов.
21
ГОСТ Р 71785—2024
Окончание таблицы Б. 1
Пример показателей/ направления климатического менеджмента | Ключевые показатели климатической результативности (ПКР)2> | Показатели результативности управления (ПРУ) | Показатели операционной результативности (ПОР) |
Управление углеродным следом продукции | Увеличение доли «зеленой» продукции организации до XX % в объеме выручки от продаж | Проведение маркетинговых исследований и бенчмарк анализа аналогичной продукции на рынке. Оценка потенциала сокращения удельных выбросов ПГ при производстве продукции. Выделение инвестиций в увеличение объема производства «зеленой» продукции. Верификация углеродного следа продукции | Объем производства и продаж «зеленой» продукции, т. Удельные выбросы ПГ при производстве «зеленой» продукции, т СО2-экв./т продукта. Количество потенциальных клиентов, заинтересованных в закупке «зеленой» продукции. Выручка от реализации «зеленой» продукции, руб. |
Управление финансами (климатическая составляющая) | Увеличение доли «зеленого» финансирования в структуре заемных средств до XX % | Мониторинг доступных инструментов «зеленого» финансирования. Выявление инвестиционных проектов, соответствующих критериям «зеленого» финансирования. Привлечение «зеленого» финансирования | Количество доступных инструментов «зеленого» финансирования и соответствующие условия. Стоимость «зеленого» финансирования в сравнении с другими инструментами заимствования, %. Объем привлеченного «зеленого» финансирования, руб. Доля «зеленого» финансирования в общем объеме заемных средств, % |
22
ГОСТ Р 71785—2024
Приложение В (рекомендуемое)
Требования к экспертам по верификации
Процедура верификации должна подтверждать достоверность отражения информации, указанной в заявлении о климатической результативности. Процедура верификации должна также устанавливать, является ли эта информация надежной и научно обоснованной. Организация может устанавливать дополнительные задачи для независимого эксперта по верификации.
Независимые эксперты по верификации, являющиеся сотрудниками организации или представителями третьей стороны, не должны быть связаны с выполнением ОКР. Не должно возникать конфликта интересов из-за служебного положения экспертов по верификации в организации.
Организация должна установить минимальные требования к компетентности экспертов по верификации. Такие установленные требования должны учитывать следующее:
- знание соответствующей отрасли, продукции и аспектов продукции, имеющих отношение к изменению климата;
- знание процессов, относящихся к деятельности организации или производимой продукции;
- знание методологии ОКР;
- знание соответствующих стандартов в области изменения климата;
- знание нормативной базы, в рамках которой подготовлены требования для климатической результативности.
23
ГОСТ Р 71785—2024
Библиография
[1] Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации»
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»
[3] Приказ Минэкономразвития России от 1 ноября 2023 г. № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии»
[4] Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»
[5] Информационное письмо Банка России от 13 июня 2023 г. № ИН-02-28/44 «О рекомендациях по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития»
[6] Международный стандарт финансовой отчетности (МФСО) IFRS S2 Раскрытие информации, связанной с климатом (Climate-related Disclosures)
[7] ИСО 14068-1:2023 Управление изменением климата. Переход к нулевому уровню выбросов. Часть 1. Углеродная нейтральность (Climate change management Transition to net zero — Part 1: Carbon neutrality)
[8] SBTi Corporate Net-Zero Standard Version 1.2 March 2024
[9] Корпоративный стандарт протокола по выбросам парниковых газов (GHG Protocol Corporate Standard)
24
ГОСТ Р 71785—2024
УДК 504.05:006.354
ОКС 13.020.40
Ключевые слова: руководящие указания, климатическая результативность, экологический менеджмент, парниковые газы, климатические риски, климатический проект, управление выбросами парниковых газов
25
Технический редактор В.Н. Прусакова
Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Сдано в набор 14.11.2024. Подписано в печать 06.12.2024. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 3,72. Уч.-изд. л. 2,80.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.