allgosts.ru91.040 Строительство91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО

ГОСТ Р 70339-2022 «Зеленые» стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития. Рамочные основы и принципы

Обозначение:
ГОСТ Р 70339-2022
Наименование:
«Зеленые» стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития. Рамочные основы и принципы
Статус:
Действует
Дата введения:
10.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
91.040

Текст ГОСТ Р 70339-2022 «Зеленые» стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития. Рамочные основы и принципы

ГОСТ Р 70339-2022


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Зеленые" стандарты

ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Рамочные основы и принципы

"Green" standards. Financing construction activities for sustainable development. Framework and principles

ОКС 91.040

Дата введения 2022-10-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Научно-образовательным центром "Экологическая безопасность, "зеленые" стандарты и технологии" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (НОЦ "Зеленые стандарты" НИУ МГСУ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 366 "Зеленые" технологии среды жизнедеятельности и "зеленая" инновационная продукция"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 сентября 2022 г. N 885-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


Введение

Настоящий стандарт разработан в целях определения устойчивых базовых (в том числе "зеленых") финансовых инструментов и проектов в строительстве, учитывающих цели в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая принята мировыми лидерами в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций в Париже. Учитывая цели и направления "зеленого" финансирования, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации [1], настоящий стандарт является развитием Концепции организации в России методологической системы по развитию "зеленых" финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования [2].

Настоящий стандарт конкретизирует общие цели и концепции устойчивого финансирования в строительной отрасли, адаптируя их к ограничениям, присущим проектированию, строительству и управлению зданиями.

Настоящий стандарт устанавливает рамочные основы и принципы финансирования строительной деятельности, позволяющие обеспечить цели устойчивого развития. Он не устанавливает контрольные показатели или ожидаемые результаты строительной деятельности.

К аспектам стандартизации относят:

- принципы устойчивого финансирования строительной деятельности;

- классификацию групп требований к устойчивому финансированию строительной деятельности;

- основные критерии и порядок определения соответствия финансовых инструментов устойчивому финансированию строительной деятельности.

Настоящий стандарт предназначен для использования субъектами, участвующими и обеспечивающими функционирование системы устойчивого финансирования в строительстве.

Структура настоящего стандарта включает разделы, определяющие основы и принципы финансирования строительной деятельности. Настоящий стандарт является основополагающим документом, описывающим методологии оценки проектов устойчивого развития в строительной деятельности и применения устойчивых финансовых инструментов.


1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на инвестиционную деятельность в сферах строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения объектов строительства на территории Российской Федерации, учитывающих принципы устойчивого развития. Настоящий стандарт применяется в целях финансирования строительной деятельности и реализации мер в области устойчивого (в том числе "зеленого") развития.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30166 Ресурсосбережение. Основные положения

ГОСТ Р 54964 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости

ГОСТ Р 57274.2/EN 15643-2:2011 Устойчивое развитие в строительстве. Часть 2. Принципы оценки экологических показателей

ГОСТ Р 57274.3/EN 15643-3:2012 Устойчивое развитие в строительстве. Часть 3. Принципы оценки социальных показателей

ГОСТ Р 58875 "Зеленые" стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования

ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 37101 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30166, ГОСТ Р 54964, ГОСТ Р 57274.2, ГОСТ Р 57274.3, ГОСТ Р 58875, ГОСТ Р ИСО 37101, ГОСТ Р ИСО 14001, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 адаптационный проект: Проект, одновременно удовлетворяющий критериям соответствия одному или нескольким основным направлениям, предусмотренным целями и основными направлениями устойчивого развития Российской Федерации при выполнении утвержденных Правительством Российской Федерации количественных и качественных критериев адаптационных проектов.

Примечание - Критерии адаптированных проектов определены в пункте 2 [1].

3.2 адаптационный финансовый инструмент: Финансовый инструмент, направленный на финансирование адаптационных проектов.

3.3 верификация: Процедура оценки документов заявителя установленным требованиям.

Примечание - В международной практике осуществляется независимыми консультантами (Second Party Opinion) с подтвержденной репутацией на рынке.

3.4 верификатор: Независимое юридическое лицо, предоставляющее заключение о соответствии финансового инструмента целям устойчивого развития, включенное в перечень верификаторов.

3.5 государственно-частное партнерство в целях устойчивого развития: Юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в соответствии с законодательством в целях привлечения частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления достижения целей устойчивого развития.

3.6 "зеленая" экономика: Устойчивая экономика, которая создает более благоприятные условия для жизни людей, не нанося при этом значительного ущерба окружающей среде, основанная на современных "зеленых" технологиях.

Примечание - "Зеленая" экономика подразумевает рост производства при снижении энергозатрат, повышение качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы.

3.7 "зеленое" страхование: Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды, основанное на "зеленых" стандартах.

3.8 "зеленое" финансирование: Обеспечение денежными средствами деятельности при условии улучшения окружающей среды, смягчения последствий изменения климата и более эффективного использования ресурсов.

Примечание - При направленности проекта (деятельности) на решение задачи эффективного использования ресурсов применяются финансовые инструменты циркулярной экономики. Улучшение окружающей среды в качестве цели проекта свидетельствует о возможности низкоуглеродного финансирования. Направление средств на смягчение последствий глобального изменения климата в проекте свидетельствует о климатическом финансировании.

3.9 "зеленые" государственные закупки (устойчивые закупки): Государственные закупки, которые имеют наиболее положительное экологическое, социальное и экономическое воздействие на протяжении всего жизненного цикла.

Примечания

1 Устойчивые закупки включают аспекты устойчивости, связанные с товарами, работами или услугами и поставщиками в цепочках поставок.

2 Устойчивые закупки способствуют достижению целей и задач устойчивости организации и устойчивого развития в целом (см. [3], пункт 3.38).

3.10 "зеленые" кредиты: Займы, которые предоставлены на реализацию "зеленых" проектов, а также на улучшение экологии.

3.11 "зеленые" облигации: Особый вид облигаций, выпускаемых с целью обеспечения "зеленого" финансирования, т.е. реализации программ и проектов, направленных на развитие "зеленой" экономики.

3.12 "зеленые" проекты: Проекты, реализуемые в рамках "зеленой" экономики.

Примечания

1 Речь идет о проектах, направленных на обеспечение сохранности окружающей среды, создание инфраструктуры, снижающей негативное воздействие изменения климата и т.п.

2 Проекты должны одновременно удовлетворять критериям соответствия одному или нескольким основным направлениям, предусмотренным целями и основными направлениями устойчивого (в том числе "зеленого") развития Российской Федерации при выполнении утвержденных Правительством Российской Федерации количественных и качественных критериев "зеленых" проектов (см. [1], пункт 2).

3.13 "зеленые" технологии: Инновационные технологии, в основе которых лежат принципы устойчивого развития и повторное использование или экономия природных ресурсов для создания комфортной среды жизнедеятельности человека.

3.14 "зеленые" финансовые инструменты: Классические финансовые инструменты, посредством которых финансируются исключительно "зеленые" проекты.

Примечание - Использование данного типа финансовых инструментов требует более детального раскрытия информации для широкого круга лиц.

3.15 "зеленые" финансы: Финансовые услуги, предназначенные для поддержки экономической деятельности, которая направлена на улучшение окружающей среды, смягчение последствий изменения глобального климата и более эффективное использование ресурсов.

3.16 "зеленый" сертификат I-REC: Подтвержденная документами запись в реестре I-REC о факте производства электроэнергии за счет возобновляемых источников, зарегистрированная в реестре I-REC генерирующим объектом или группой генерирующих объектов.

Примечание - Использование данного типа сертификатов повышает прозрачность потребления возобновляемой энергии и дает возможность потребителям подтверждать соответствие ESG-стандартам.

3.17 наилучшая доступная технология; НДТ: Технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

3.18 проект устойчивого развития: Проект, реализуемый в рамках достижения целей устойчивого развития.

Примечание - Включает в себя "зеленые" проекты, адаптационные проекты, а также иные проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития.

3.19 портфель проектов устойчивого развития: Совокупность проектов, относящихся к проектам устойчивого развития.

3.20 переходные финансовые инструменты: Финансовые инструменты, направленные на финансирование проектов в целях перехода к низкоуглеродной экономике.

3.21 социальные облигации: Целевые облигации, поступления от размещения которых направляются на реализацию новых и существующих инвестиционно-строительных проектов, направленных на решение или сглаживание конкретной социальной проблемы и/или на достижение положительных социальных изменений.

3.22 сертификационный знак: Логотип сертификации, обозначающий сертифицированный инструмент, который эмитенты могут использовать после получения соответствующего сертификата.

3.23 таксономия: Основные направления и критерии "зеленых" проектов в целях определения соответствия финансовых инструментов стандартам по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития.

Примечание - См. стандарты отнесения финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития Методологии ВЭБ.РФ.

3.24 устойчивое развитие: Процесс социально-экономического развития, учитывающий интересы будущих поколений, а также социальные последствия и результаты воздействия на окружающую среду.

3.25 устойчивое финансирование: Инвестирование и принятие решений в отношении денег с учетом интересов будущих поколений, а также учет социальных последствий и воздействие на окружающую среду, которое инвестиции могут оказывать на протяжении своего жизненного цикла.

Примечание - Учет интересов и последствий производится в соответствии с целями устойчивого развития.

3.26 устойчивое долевое финансирование: Финансирование строительства объектов при условии соответствия проекта строительства критериям проектов устойчивого развития.

Примечания

1 Финансирование строительства объектов - согласно положениям [4].

2 В некоторых обстоятельствах, особенно для портфелей небольших кредитов, кредитор может взять на себя роль эмитента с точки зрения выполнения требований по созданию структуры "зеленых" облигаций, определению критериев отбора, предварительной документации по выпуску и обновлению отчетности.


4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВЭБ.РФ

- Российская государственная корпорация развития, государственный инвестиционный банк, финансирующий проекты развития экономики. Полное наименование - Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ";


ГЧП

- государственно-частное партнерство;


ESG

- экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления, которые соблюдают в своей деятельности компании и организации всех форм собственности и которые учитывают институциональные инвесторы и финансирующие организации в своих инвестиционных стратегиях и кредитных политиках (Environmental, Social, Governance);


PDCA

- циклически повторяющийся процесс принятия решения (планирование-действие-проверка-корректировка) (Plan-Do-Check-Act).


5 Основы и принципы финансирования строительной деятельности в целях устойчивого развития


5.1 Рамочные основы устойчивого финансирования строительной деятельности

5.1.1 Устойчивое финансирование является добровольным инструментом привлечения финансирования для реализации инвестиционно-строительных проектов в сфере достижения ЦУР, в том числе как инструмента для минимизации рисков и использования возможностей, обусловленных климатическим регулированием.

5.1.2 Использование устойчивого финансирования является добровольной маркировкой финансовых инструментов, используемой для привлечения инвесторов, демонстрации приверженности стандартам в сфере устойчивого развития и в перспективе для получения мер государственной поддержки, связанных с ЦУР.

5.1.3 Концепция устойчивого финансирования учитывает методологическое обеспечение современной экосистемы "зеленых" финансов и ответственного инвестирования, складывающейся за рубежом, представленное в Концепции организации в России [2], Модельной методологии [4], [5], Методике определения [6], а также в национальных и европейских стандартах в области "зеленого" строительства.

5.1.4 Устойчивое финансирование является основой реализации строительной деятельности в целях устойчивого развития, в связи с чем оно должно быть объектом стандартизации на уровнях межгосударственных, национальных, региональных и отраслевых программ стандартизации, а также политик устойчивого развития предприятий и организаций строительства.

5.1.5 Стандартизация в области устойчивого финансирования инвестиционно-строительной деятельности имеет целью создание организационно-методической и нормативно-технической документальной основы, необходимой и достаточной для развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области "зеленого" финансирования и устойчивого развития.

5.1.6 Стандарты по финансированию строительной деятельности в целях устойчивого развития устанавливают:

- термины и определения (терминологию);

- критерии и порядок определения соответствия финансовых инструментов и инвестиционно-строительных проектов устойчивому статусу;

- требования к устойчивому финансированию строительной деятельности;

- методы верификации устойчивых финансовых инструментов;

- методы оценки эффективности мероприятий по устойчивому финансированию в строительстве;

- требования к организации устойчивого финансирования в строительстве.


5.2 Цели устойчивого развития в финансировании строительной деятельности

Финансирование строительной деятельности в условиях устойчивого развития осуществляется при соблюдении одной или нескольких ЦУР, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Строительная деятельность в условиях ЦУР

Обозначение и наименование ЦУР

Пример строительных технологий и подходов к строительной деятельности

ЦУР 3 "Хорошее здоровье и благополучие"

Сертификация проектов строительства и реконструкции по международным "зеленым" стандартам (WELL, DGNB, BREEAM, LEED и др.), межгосударственным или национальным "зеленым" стандартам (Green Zoom [7], ГОСТ Р 54964, ГОСТ Р ИСО 14001 и др.)

ЦУР 6 "Чистая вода и санитария"

Применение "зеленых" технологий в сфере забора вод и отведения стоков, а также увеличение доли повторно используемой воды и качества ее обработки не только для питьевых, но и технологических и сельскохозяйственных нужд. Наличие системы мониторинга состояния воды и воздуха, цветовой температуры, радиационной температуры, уровня шума и показателя акустического отражения

ЦУР 7 "Недорогостоящая и чистая энергия"

Применение "зеленых" технологий, а также эксплуатация объектов строительства с использованием возобновляемой энергетики (с использованием энергии ветра на суше и на море, фотоэлектрической солнечной энергии, концентрированной солнечной энергии, геотермальной энергии)

ЦУР 9 "Индустриализация, инновация и инфраструктура"

Применение "зеленых" технологий при производстве строительных материалов или реализации строительно-монтажных работ, а также эксплуатации и утилизации объекта строительства

ЦУР 11 "Устойчивые города и населенные пункты"

Соблюдение обязательных экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также "зеленых" стандартов для комплексной застройки территории при планировании, проектировании и реновации, а также в процессе эксплуатации объектов капитального строительства с учетом комплексной оценки загрузки инфраструктуры и высокого качества жилищно-коммунальных услуг

ЦУР 12 "Ответственное потребление и производство"

Применение "зеленых" технологий, обеспечивающих сокращение отходов путем их переработки и повторного использования. Применение современных "зеленых" технологий аккумулирования дождевой сточной воды, технологий очистки дождевой сточной воды и использования дождевой воды и пр.

ЦУР 13 "Борьба с изменением климата"

Применение инновационных "зеленых" технологий термостатического регулирования окружающей среды

ЦУР 15 "Сохранение экосистем суши"

Применение мер экологической безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов. Переустройство и развитие промышленных территорий по "зеленым" стандартам с внедрением полного цикла очистных сооружений и созданием санитарно-защитного озеленения. Восстановление озеленения как в пределах охраняемых территорий, так и на территориях общего пользования в районе застройки

ЦУР 17 "Партнерство в интересах устойчивого развития"

Реализация "зеленых" проектов на основе ГЧП


Для отдельных объектов строительства, расположенных в прибрежных зонах, целесообразно учитывать ЦУР 14 "Сохранение морских экосистем" (применение "зеленых" технологий, направленных на предотвращение и существенное сокращение любого загрязнения морской среды, в том числе вследствие деятельности на суше, включая загрязнение морским мусором и питательными веществами).


5.3 Субъекты устойчивого финансирования в строительстве

5.3.1 К субъектам, организующим функционирование системы устойчивого финансирования в строительстве, относятся Министерство экономического развития России, Банк России, ВЭБ.РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, органы регулирования инвестиционно-строительной деятельности и уполномоченные органы в области охраны окружающей среды.

5.3.2 Основными субъектами устойчивого финансирования в строительстве являются:

- инвесторы, в том числе специализированные фонды, банки, институты развития, частные инвесторы, финансовые организации, государственные финансовые институты;

- эмитенты, в том числе специализированные фонды, банки, институты развития, финансовые организации;

- заказчики, в том числе государственные и корпоративные заказчики;

- получатели финансовых средств, в том числе проектные, строительные организации, предприятия строительной индустрии;

- управляющие активами и иные участники инвестиционной и строительной деятельности.

5.3.3 К субъектам, обеспечивающим функционирование системы устойчивого финансирования в строительстве, относятся инфраструктурные и сервисные организации, в том числе организаторы биржевой торговли, рейтинговые агентства, верификаторы и сертифицирующие агентства, профессиональные, экспертные и исследовательские организации.


5.4 Инструменты и средства, используемые субъектами устойчивого финансирования в строительстве

Финансовые инструменты и средства, используемые субъектами инвестиционно-строительной деятельности, перечислены в 5.4.1-5.4.7.

5.4.1 Финансовые инструменты устойчивого долевого финансирования, в том числе акции компаний "зеленого" строительства.

5.4.2 Финансовые инструменты кредитного финансирования в целях устойчивого развития, включающие:

- "зеленые" финансовые инструменты, представляющие инструменты для финансирования инвестиционно-строительных проектов в сфере окружающей среды, экологии и изменения климата. Включают "зеленые" кредиты, "зеленые" синдицированные кредиты, "зеленое" проектное финансирование, "зеленое" ипотечное кредитование;

- адаптационные финансовые инструменты, направленные на финансирование адаптационных проектов;

- социальные финансовые инструменты, направленные на финансирование инвестиционно-строительных проектов в целях решения социально-экономических задач для социально незащищенных слоев;

- финансовые инструменты устойчивого развития, процентная ставка по которым может изменяться в зависимости от достижения заемщиком заявленных целей в сфере устойчивого развития;

- переходные финансовые инструменты, направленнные на финансирование инвестиционно-строительных проектов в целях перехода к низкоуглеродной экономике.

5.4.3 Финансовые инструменты заемного финансирования в целях устойчивого развития, включающие:

- "зеленые" облигации (в том числе инфраструктурные);

- социальные облигации;

- облигации устойчивого развития, купон по которым может изменяться в зависимости от достижения эмитентом заявленных целей в сфере устойчивого развития;

- облигации переходного развития;

- производные от них финансовые инструменты (ETF).

5.4.4 Финансовые инструменты бюджетного финансирования в целях устойчивого развития, включающие:

- инструментарий "зеленых" государственных закупок;

- инструментарий "зеленых" закупок отдельными видами юридических лиц (государственными предприятиями);

- ГЧП при реализации проектов устойчивого развития.

5.4.5 Финансовые инструменты экологической политики, включающие:

- квоты на загрязнения окружающей среды;

- "зеленые" сертификаты I-REC.

5.4.6 Инструменты оценки рисков и эффективности - рейтинги кредитоспособности, индексы, индикаторы, бенчмарки, методики, аналитические материалы, исследования, опросы.

5.4.7 Центры сбора, структурирования и накопления информации - реестры, базы данных, цифровые платформы по обороту "зеленых" сертификатов и токенов.


5.5 Принципы организации устойчивого финансирования в строительстве

5.5.1 Планирование и реализация устойчивого финансирования в строительстве, а также дальнейшая стандартизация процессов "зеленого" финансирования строительной деятельности в целях устойчивого развития должны производиться с соблюдением ряда принципов (см. 5.5.2-5.5.10).

5.5.2 Принцип регулирования

Реализация регулирующей функции на национальном уровне - посредством задействования органов государственного регулирования (Росфинмониторинг), Банк России и ВЭБ; на уровне организации - посредством задействования органов управления, а также уполномоченных верификаторов.

5.5.3 Принцип работы с персоналом

Установление принципов устойчивого развития посредством корпоративной социальной ответственности.

5.5.4 Принцип выявления и вовлечения заинтересованных сторон

5.5.4.1 Принцип вовлеченности применительно к социальным или экологическим аспектам устойчивого развития в первую очередь относится к людям, в частности к ключевым заинтересованным сторонам. На практике это означает:

а) определение ключевых заинтересованных сторон инвестиционно-строительного проекта или предприятия;

б) взаимодействие и ведение диалога с этими заинтересованными сторонами или, если это уместно, с их представителями.

5.5.4.2 Наиболее типичными вопросами, по которым можно судить о применении принципа вовлеченности в организации (с учетом трех главных аспектов устойчивости развития), являются:

- социальные: кадровая политика и практика; разработка систем оценки; установление целей для коллективов и/или отдельных лиц внутри организации; взаимодействие с сообществом;

- экономические: установление экономических целей и ключевых показателей деятельности; разработка систем финансовой отчетности; социально-ориентированное инвестирование;

- экологические: определение экологической политики; разработка экологических процедур; установление экологических целей и ключевых показателей деятельности; экологическая отчетность; политика и процедуры закупок.

5.5.5 Принцип установления устойчивых приоритетов

Определение соответствия строительной деятельности ЦУР и учет приоритетов в стратегии организации при выборе инвестиционно-строительных проектов, поставщиков, подрядчиков.

5.5.6 Принцип стандартизации

Определение соответствия проектных параметров объектов строительства, капитального ремонта и реконструкции международным, межгосударственным или национальным "зеленым" стандартам.

5.5.7 Принцип измерения параметров оценки

Применение таксономии финансовых инструментов и проектов, для реализации которых они привлекаются.

5.5.8 Принцип оценки экологических рисков

Учет и оценка экологических рисков при разработке, оценке и реализации инвестиционно-строительных проектов, включая требования по идентификации, прогнозированию и управлению влиянием на окружающую среду, по достижению экологических целей и обеспечению соответствия законодательным и нормативным требованиям.

5.5.9 Принцип экологического аудита

Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектами требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

5.5.10 Принцип раскрытия информации об устойчивом финансировании и рисках устойчивости

Учет экологических, социальных аспектов и вопросов корпоративного управления (ESG-факторы) в инвестиционном анализе и в процессе принятия решений при реализации инвестиционно-строительных проектов, а также осуществление раскрытия информации о деятельности организации в области устойчивого развития, реализации "зеленых" проектов и устойчивого финансирования в рамках нефинансовой части отчетности.

5.5.11 Каждый из указанных принципов предусматривает внесение рекомендуемых требований в стандарты, инвестиционно-строительные проекты (проектно-сметную документацию, бизнес-планы), планы и программы деятельности на любом уровне управления инвестиционно-строительной деятельностью, при производстве строительно-монтажных работ, а также эксплуатации объектов строительства.


5.6 Требования к устойчивому финансированию строительной деятельности

Классификация групп требований к финансированию строительной деятельности в целях устойчивого развития перечислены в 5.6.1-5.6.7.

5.6.1 Требования к инструментам финансирования строительной деятельности в целях устойчивого развития

Определяют соответствие финансовых инструментов устанавливаемым критериям отнесения финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития. Включают требования к финансируемым инвестиционно-строительным проектам (соответствие критериям "зеленых" или адаптационных проектов), к объектам и направлениям использования привлекаемых средств, к использованию и управлению привлекаемыми средствами, к соблюдению требований законодательства.

5.6.2 Требования к инвестиционно-строительным проектам, реализуемым в целях устойчивого развития

Определяют соответствие инвестиционно-строительных проектов критериям "зеленых" и адаптационных проектов, проектов устойчивого развития. Включают основные направления таксономии "зеленых" и адаптационных проектов, проектов устойчивого развития, критерии (количественные и качественные) таксономии "зеленых" и адаптационных инвестиционно-строительных проектов, требования к достижению ЦУР, к соблюдению норм экологического законодательства, требования достижения технологических показателей НДТ, требования к достигаемому экологическому эффекту (количественное определение долгосрочного положительного влияния на окружающую среду, соответствие требованиям законодательства, подробное описание в проектной документации).

5.6.3 Требования к верификации соответствия финансового инструмента критериям устойчивого финансирования инвестиционно-строительной деятельности

Определяют порядок и процедуру верификации. Включают требования к процедуре определения соответствия, требования к форматам верификации (квалифицированному и стандартному), к периодичности и обязательности верификации, требования к особенностям и результатам верификации, требования к процедурам, проводимым верификатором.

5.6.4 Требования к верификатору

Определяют соответствие независимого юридического лица установленным регуляторами критериям квалификации для включения в перечень верификаторов. Включают требования к утвержденной методологии верификатора, бизнес-процессам верификации, требования к организационной структуре и внутренним правилам верификатора, требования к деловой репутации, сроку ведения деятельности и опыта в проведении независимых оценок, требования к численности и уровню квалификации экспертов для проведения верификации, требования к процедуре отбора верификаторов и перечню верификаторов.

5.6.5 Требования к раскрытию информации

Определяют направления и методы раскрытия информации о деятельности организации в области устойчивого развития, учета экологических, социальных аспектов и вопросов корпоративного управления (ESG-факторы) в инвестиционном анализе и в процессе принятия решений при реализации инвестиционно-строительных проектов. Включают требования к разработке и применению индексов, индикаторов в отношении устойчивого развития в строительстве, экологического измерения корпоративной ответственности, раскрытия информации в части воздействия на окружающую среду требования к созданию, ведению и использованию реестров нефинансовых отчетов в области устойчивого развития.

5.6.6 Требования к организации устойчивого финансирования строительной деятельности

Определяют элементы системы устойчивого финансирования строительной деятельности, методы и процедуры организации устойчивого финансирования, мероприятия, направленные на достижение долгосрочных целей устойчивого развития.

5.6.7 Указанные группы требований взаимосвязаны и устанавливаются:

- при разработке финансовых инструментов;

- планировании финансирования инвестиционно-строительных проектов, портфелей проектов и инвестиционно-строительной деятельности;

- реализации инвестиционно-строительной деятельности.


5.7 Критерии и порядок определения соответствия финансовых инструментов устойчивому финансированию строительной деятельности

5.7.1 Соответствие финансовых инструментов стандартам по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития (далее - стандарты) перед привлечением или предоставлением средств, определяют один раз. Далее не реже одного раза в год предоставляется регулярная отчетность инициатора, выпускаемая для информирования инвесторов, кредиторов и иных заинтересованных сторон для подтверждения соответствия финансовых инструментов стандартам устойчивых финансовых инструментов.

5.7.2 Таксономия проектов устойчивого развития определяет основные направления и критерии проектов устойчивого развития в целях соответствия финансовых инструментов стандартам.

5.7.3 Для определения соответствия финансовых инструментов стандартам проводят верификацию, по результатам которой верификатор выпускает заключение, на основании которого принимают решение о признании соответствия финансового инструмента устойчивому финансированию строительной деятельности.

5.7.4 Выпуск верификатором заключения является обязательным на этапах определения и подтверждения соответствия финансовых инструментов стандартам.

5.7.5 Критерии определения соответствия финансовых инструментов устойчивому финансированию строительной деятельности устанавливают в соответствующих стандартах и таксономии проектов и включают:

- привлечение финансирования для реализации проекта(ов) устойчивого развития;

- соответствие инвестиционно-строительного проекта одной или нескольким ЦУР;

- наличие экологического и/или социального эффекта в течение жизненного цикла объекта строительства;

- направления использования денежных средств, привлеченных посредством выпуска финансового инструмента устойчивого развития, соответствующие целям реализации проекта(ов) устойчивого развития.


5.8 Организация устойчивого финансирования строительной деятельности

5.8.1 Формирование системы устойчивого финансирования строительства осуществляют с учетом цикла постоянного улучшения, разработанного У.Э.Демингом, основанного на применении концепции PDCA.

5.8.2 Модель PDCA представляет собой циклический процесс, применяемый организацией для достижения постоянного улучшения. Модель PDCA может быть применена к системе устойчивого финансирования строительства и к ее отдельным элементам. Модель может быть описана нижеприведенным образом.

5.8.2.1 Планируй (Plan). Разработка ЦУР для инвестиционно-строительных проектов и процессов строительства, необходимых для получения результатов, соответствующих политике организации.

5.8.2.2 Делай (Do). Внедрение процессов финансирования строительной деятельности в целях устойчивого развития, как запланировано.

5.8.2.3 Проверяй (Check). Проведение мониторинга и измерения процессов в отношении реализации ЦУР в строительстве, включая внешние проверки инструментов, проектов и деятельности участников устойчивого финансирования в строительстве, к которым относятся процедуры верификации, сертификации, рейтингования.

5.8.2.4 Действуй (Act). Выполнение действий по постоянному улучшению, включая развитие "зеленых" стандартов и процедур устойчивого финансирования в строительстве.


Библиография

[1]

Цели и основные направления устойчивого (в том числе "зеленого") развития Российской Федерации (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1912-р)


[2]

Концепция организации в России методологической системы по развитию "зеленых" финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования, подготовленной в соответствии с Протоколом заседания Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России от 28 января 2019 г. N ЭСРДИ-5


[3]

ИСО 20400:2017 Устойчивые закупки. Руководство


[4]

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


[5]

Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере "зеленого" финансирования в Российской Федерации. Москва 2020. Согласованы решением Комитета ВЭБ.РФ по "зеленому" финансированию ВЭБ.РФ от 8 июля 2020 г


[6]

Модельная методология по проведению верификации "зеленых" и адаптационных финансовых инструментов, подготовленная ВЭБ.РФ


[7]

Методика определения соответствия финансовых инструментов критериям финансирования "зеленых" проектов. Утверждена Методологическим комитетом Общества с ограниченной ответственностью "Национальные Кредитные Рейтинги". Протокол от 16 ноября 2020 г. N 25


УДК 69.001.6:006.354

ОКС 91.040


Ключевые слова: устойчивое развитие, "зеленое" финансирование, "зеленая" экономика, "зеленые" проекты


Превью ГОСТ Р 70339-2022 «Зеленые» стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития. Рамочные основы и принципы